Одной из самых актуальных и социально значимых для ульяновцев всегда была транспортная проблема.
Неслучайно правительство области, мэрия Ульяновска уделяют такое пристальное внимание деятельности и развитию предприятий общественного автомобильного транспорта, трамвайных и троллейбусных депо, а также наведению порядка и упорядочению движения маршрутных такси. Об этом говорил на недавнем совещании и первый заместитель председателя регионального правительства Александр Пинков.
На этом совещании были определены «болевые точки», намечены перспективы развития общественного пассажирского автотранспорта, а также обсуждены другие актуальные проблемы отрасли, многое сказано о закупке новой техники и развитии честной конкуренции.
Безусловно, общественный автомобильный транспорт имеет особую социальную значимость, особенно для малоимущих и бедных слоев населения. Однако, как в свое время заметила председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства области Валентина Долгова, за последние 15 лет транспорт общего пользования в Ульяновской области «разрушался плавно и системно». Все хотели отдать на откуп частнику, который находился в более выгодных условиях, чем госпредприятия, – даже по налогооблагаемой базе.
Справедливости ради необходимо отметить, что приход на рынок частного извоза несколько улучшил ситуацию с пассажирскими перевозками в Ульяновске. К примеру, легче стало добираться из центра в левобережье, особенно в Новый город. Однако частники породили и массу проблем. В Ульяновске открыто 220 маршрутов, по которым, без всякого расписания, курсируют более 2200 «ГАЗелей». Именно водители пресловутых «маршруток» больше всех нарушают правила дорожного движения, отличаются низкой культурой общения с пассажирами.
Себестоимость проезда в государственном автотранспорте в 5-6 раз превышала тариф, а убытки за выпадающие доходы возмещались всего на 60-70 процентов. На основании постановления правительства общественный автомобильный транспорт перевозил более 50 категорий льготных пассажиров, а с 2000 года к ним добавилась самая массовая – ветераны труда. Убытки, которые несли пассажирские автотранспортные предприятия, привели к тому, что у них не стало хватать оборотных средств на закупку новых автобусов, запчастей и даже выплату заработной платы. К чему это привело – хорошо известно.
Процесс движения автотранспорта на городских и других маршрутах должен быть управляемым, как и во всем мире. Честная конкуренция предполагает равные условия для государственных предприятий и частных извозчиков, в том числе и по налогооблагаемой базе.