В конце года принято подводить итоги и пытаться заглядывать в будущее.

Итак, 2009-й.

Уходящий год запомнится нам, наверное, взрывами на Арсенале, прогремевшими на всю страну. В их отблеске был сдан в эксплуатацию долгожданный новый мост через Волгу. Его громкое, претенциозное и длинноватое название – «Президентский» уже проигрывает простому и короткому – «Новый», и, наверное, не случайно. Наименования в честь вышестоящих персон с потемкинских времен почему-то плохо воспринимаются народом.

Политическую поляну области прочно удерживают за собой медведи, не подпуская к ней других политических особей на пушечный выстрел. Возникающие порой между медведями междоусобицы пока не перехлестывают за край поляны, не выливаются в нечто большее, хотя чаша терпения у некоторых мишек уже, кажется, переполнилась. Прочая лесная мелочь с интересом приглядывается к медвежьим играм в надежде поживиться за их счет. И с нетерпением ждет наступления политической весны.

Некоторый переполох у лесных жителей вызвало принятие нового местного Кодекса поведения. Но страсти быстро улеглись, ведь беспокоиться по большому счету нечего: принимать решения, пусть и по новым правилам, будут по-прежнему те же самые медведи.

Главное экономическое достижение – мы, вместе со страной, вроде бы, пережили мировой финансовый кризис. Остались, правда, некоторые переживания: не будет ли второй его волны? Сможем ли мы, и успеем ли модернизировать экономику до новых каких-нибудь потрясений? То, что последние будут – это ясно, не надо даже к политическим и экономическим экстрасенсам обращаться, а вот перспективы модернизации пока туманные, как и небо над нашим «Авиастаром». Впрочем, медведи полны оптимизма, и это немного всех успокаивает. Может быть, они знают нечто такое, о чем остальные еще не догадываются?

Новый 2010 год по восточному календарю будет годом тигра. Всех занимает вопрос, когда он прыгнет и куда. Высказываемые в связи с этим опасения не беспочвенны: тигр – грозное животное, и горе тому, кто окажется у него на пути, особенно если жертва лишилась маневра, увязнув по уши во внутренних и внешних дрязгах.

Здесь вызывает некоторое беспокойство американский орел, который увяз обеими лапами: одной в Ираке, другой в Афганистане. Пока он смотрит свысока на подбирающегося тигра, и его можно понять: пернатый надеется успеть улететь, считая, что рискует разве что своим хвостом. Но кто знает: насколько глубоко ушли в ближневосточную почву его когти?

Нас больше волнует, конечно же, другой вопрос: рискнет ли тигр появиться в нашем лесу? Тогда ему придется иметь дело с нашими медведями. Он об этом, конечно, догадывается, и вряд ли это будет ему приятно. Поэтому можно надеяться, что за проделками тигра в наступающем году мы будем наблюдать со стороны.

Поздравляю всех с Новым в тигриную полоску годом! Больше двигайтесь, и тогда никакой тигр вас не поймает!

Виктор Каменев