“Я с детства не любил овал, я треугольник рисовал”. И вот этот треугольник начинает явственно проступать на ульяновской политической сцене. А именно: губернатор – мэр (глава города – председатель Гордумы) – сити-менеджер. Второй его угол получил название на прошедшей 27 декабря внеочередной конференции регионального отделения “Единой России”, которая особых сенсаций не принесла, утвердив в рабочем порядке своим кандидатом на выборах мэра города в марте будущего года Александра Пинкова. Имя первого мы знаем – Сергей Морозов, имя третьего его угла определится после выборов, но кое-что о будущей политической схеме управления городом можно сказать уже сейчас.

В полку политиков прибыло

Большинство обозревателей характеризует первого заместителя губернатора А.Пинкова как опытного управленца, хорошего организатора, неординарную личность, в общем, перед нами, возможно, будущий политический тяжеловес. Кстати, уходящий мэр Сергей Ермаков, при всем к нему уважении, таковым не был.

Как креатура губернатора и «партии власти», Александр Пинков безусловный фаворит в предстоящей борьбе за кресло мэра города. И если никаких неожиданностей не произойдет, то очевидная связка губернатор С.Морозов – мэр А.Пинков делает любого сити-менеджера простым исполнителем их воли в соответствии с договором, как это и записано в новом Уставе города.

Однако, в принципе, пост мэра может достаться и не входящему в команду губернатора кандидату. В этом случае, по всей видимости, А.Пинков займет должность сити-менеджера. Тогда возможно возникновение другой коалиции: губернатор – сити-менеджер, а “независимому” мэру города придется искать с ними общий язык.

Все это вещи очевидные, как и то, что Устав города изменяется именно под эту схему. Она более сложная, чем простая вертикаль: губернатор – мэр. Но этим она привлекательна: всякая сложная схема потенциально эффективнее простой, это вам скажет любой системный аналитик. Однако это и более тонкая штука, требующая точной настройки. Вот в этой “мелочи” и может скрываться мелкий политический бес.

Контрольный пакет сити-менеджера

Ульяновское политсообщество склонно рассматривать пост сити-менеджера как сугубо технический, а его будущего владельца как ставленника губернатора, продолжение вертикали власти. На первый взгляд, все так и есть, однако формально сити-менеджер будет подчиняться мэру и Гордуме, и только по факту будет зависеть, конечно, от губернатора. Вот здесь, потенциально, и может возникнуть конфликтное поле, поскольку у сити-менеджера появляется принципиальная возможность маневра между другими полюсами власти: он становится как бы обладателем контрольного пакета акций этого классического властного треугольника.

Кто станет мэром города, определит расклад политических сил и избиратель, а фигуру сити-менеджера определят политические договоренности, он как бы рангом ниже всех – всего лишь нанятый исполнитель, – но сама эта должность накладывает большие ограничения на круг возможных кандидатов. И предъявляет большие требования к ним. То есть сити-менеджер в любом случае будет крупной фигурой. Если же он станет еще и политическим тяжеловесом, то его влияние может выйти за все “технические рамки”.

Конкретная связка С.Морозов – А.Пинков может быть и прочная, но ведь, со временем, все может измениться. Сергей Морозов может, например, пойти на повышение, и губернатором станет другое лицо. Не говоря уже о том, что есть ведь зерно истины в расхожей сентенции, что друзей в политике не бывает. Но зато бывают амбиции.

Реальная демократия

Конечно, в политике большое значение имеют и формальные, и неформальные отношения, но в политической прозе жизни особенно важны имеющиеся под рукой ресурсы, или потенциалы, о чем обронил как-то Владимир Путин на саммите с НАТО, так как со временем и ситуация, и друзья и коалиции могут меняться.

В этом смысле у нас объективно возникает три центра власти, каждый из которых имеет серьезные ресурсы, экономические и административные, а сферы их деятельности совпадают, – в сущности, это один на всех Ульяновск. Сама по себе треугольная схема – конструкция устойчивая, и может стать “птицей – тройкой”, однако она всегда таит в себе опасность превращения в бермудский треугольник. Поскольку всегда сохраняется возможность коалиций, а затем конфликтов его властных сторон. В мутных политических водах всякое бывает – все зависит от того, какую конкретную форму он примет. Поэтому в повестке дня всегда будет стоять вопрос: как наладить эффективное сотрудничество между этими центрами власти?

Наша либеральная общественность критически отнеслась к идее сити-менеджера как консервативной и даже реакционной, хотя в действительности эта инициатива единороссов может привести к осуществлению заветной для многих мечты – реальному разделению властей, именно такому, о котором всегда говорили демократы. Заметим только, что в жизни мечта всегда теряет свои идеальные очертания. А нам до идеала особенно далеко, так как он определяется не столько экономикой и политикой, сколько культурой общества.

Новая схема организации власти может привести к некоторому прогрессу, насколько это возможно в наших условиях, при том, что удастся избежать ее подводных течений – конфликта ветвей власти со всеми вытекающими из этого последствиями, которые так проявились в 90-е годы в России. Хотя, кажется, для многих именно этот конфликт и является признаком демократии.

Виктор Каменев