29 декабря исполняется 100 лет жителю Инзы Василию Леонидовичу Шарову. Накануне дня рождения в гости к пенсионеру отправился корреспондент «НГ»
– Да, праздник это большой, один раз в жизни бывает, и отмечать мы его будем, – радостно встретила на пороге дочь долгожителя 72-летняя Тамара Васильевна. – Наготовим всего, шампанского купим. Хотя отец у меня к алкоголю всегда отрицательно относился – сам не пьет, и другим не давал! Может быть, даже вместе с Новым годом будем отмечать день рождения – еще лучше тогда праздник получится.
Сам Василий Леонидович приходу незваных гостей сильно удивился и даже немного…испугался. Сейчас он с трудом встает с постели, а когда дочь стала объяснять, что из газеты поздравлять приехали – то долгожитель почему-то наотрез отказался разговаривать.
Отчество
Родился Василий Лаврентьевич (да, именно Лаврентьевич) в Самарской области. Детство нельзя назвать легким – уже с 7 лет мальчик работал за плугом. Бывало, спросит сосед у его отца:
– А как это у тебя лошадь сама по полю ходит?
– Это Васька у меня там, его из-за плуга не видно – отвечал отец.
А в итоге отец Василия оказался в числе репрессированных. Всего лишь потому, что занимался продажей немецких швейных машин. Василий Лаврентьевич закончил Сенгилеевское педучилище, и после этого по направлению попал в Инзенский район – директором в Труслейскую школу. Здесь и произошел казус с его отчеством. Детям было трудно выговаривать отчество «Лаврентьевич», и поэтому его заменили на созвучное «Леонидович». Да так и привычнее стало.
Война
В 1941 году Василий Леонидович отправляется на фронт. Он попадает в Куйбышевское училище связи, где через некоторое время получает звание лейтенанта. Память пенсионера сохранила лишь самые яркие и опасные моменты. Первый – когда его контузило и завалило землей. Их вместе с товарищем нашли и взяли в плен немцы. Когда колонну пленных вели по какой-то деревеньке, рядом шло стадо. Василий вместе с другом упал в пыль, поднятую животными, и это спасло им жизнь. Колонна пошагала дальше. И всех пленных в этот же день расстреляли…
После этого Шаров занимался доставкой секретных документов из самых опасных мест. Благодаря феноменальной памяти командиры не боялись доверить Василию самую ценную и секретную информацию. Он всего лишь один раз читал необходимый текст, и мог с точностью до буквы его повторить.
Однажды Василий Леонидович оказался в окружении. Командование решило, что из немецкого кольца живым не выберется никто. Шаров долго полз по оврагам, и настоящим чудом стало появление советского танка, который также прорывался из окружения. Для Василия в машине нашлось место, и он снова остался жив.
У Василия Леонидовича множество медалей и благодарностей, Орден Красной Звезды. Войну он закончил только в 46-году, повоевав еще и в Японии.
Долголетие
Несмотря на уговоры генералов, которые просили после войны остаться Шарова при штабе, Василий возвращается в Труслейку. Место директора школы уже было занято, поэтому он работал рядовым учителем начальных классов. У Василия Леонидовича две дочери, которые также работали педагогами. Последние годы за Василием ухаживает старшая дочь Тамара.
– Сейчас папа уже с трудом передвигается и разговаривает, – говорит Тамара Васильевна. – Годы берут свое. А вот еще лет пять назад и читал много, и телевизор постоянно до полуночи смотрел. Мы все уже спать ложимся – а он все перед телевизором.
Никаких секретов долголетия у Шарова вроде бы нет. Не припоминают и родственников, которые дожили бы до столь преклонного возраста.
– Какие секреты могут быть, – улыбается Тамара Васильевна. Всю жизнь отец много работал. В детстве на нем было хозяйство, в Труслейке снова все доставалось ему. Хотя можно сказать, что от природы у папы крепкое здоровье. Он редко болел. Но и сам не губил себя – никогда не курил и не пил. Может, именно в этом весь секрет?
Хотя, глядя на саму Тамару Васильевну задумываешься о генах – в свои 72 года женщина выглядит намного моложе этих лет. Может, долголетие все-таки передается по наследству?