Четыреста судов в год – Михаил Сычев и его команда юристов тратят много времени на «войны» с коммунальщиками и чиновниками. Настоящий народный советник, который в ближайшее время намерен провести еще и серию обучающих семинаров для населения, посвященных тому, как можно оптимизировать свои расходы и экономить существенные деньги на оплате услуг ЖКХ, Михаил Сычев может гордиться: в 85% случаев судьи отдают победу ему. Как выиграть у коммунальщиков, оставшись с ними один на один? Об этом – в нашем интервью.

Справка

МИХАИЛ СЫЧЕВ родился 15 ноября 1981 года в городе Златоуст Челябинской области. В Ульяновске проживает с 1988 года. Выпускник школы №9. Имеет два высших образования, одно из них – медицинское, другое – по специальности «Финансы и кредит».

Работал заместителем директора на мясокомбинате «Диком», занимал руководящие должности в сети магазинов «Пятерочка». В настоящий момент трудится на посту исполнительного директора в управляющей компании «ЖилСтройСервис». Увлекается литературой, рыбалкой, играет на гитаре, поклонник бардовской песни.

Женат, воспитывает сына.

Михаил Алексеевич, недавно мне в руки попала газета «Ведомости» от 15 марта 1996 года. Практически весь номер посвящен катастрофическому положению в сфере ЖКХ. Сейчас 2009 год, но создается впечатление, что ничего за это время не изменилось. А вы видите какие-либо позитивные сдвиги?

– В 2006 году был принят новый Жилищный кодекс. Одно из основных его положений гласит: при передаче домов” в частную управляющую компанию (УК) муниципалитет обязан сделать в них капитальный ремонт. Но власти города не смогли изыскать на это средства. В итоге управляющие компании и товарищества собственников жилья (ТСЖ) получили в управление дома, которые буквально разваливаются на части. Где-то обрушилась кровля, где-то протекали трубы. Естественно, мы не могли оставить жильцов в этих экстренных ситуациях. Мы тратили собственные средства на устранение возникающих неисправностей. Ожидалось, что эти расходы каким-то образом будут возмещены нам из городского бюджета, но этого не произошло. Мэрия сказала: денег не будет, ремонтируйте все, дорогие жители, за свой счет. Людям пришлось согласиться на такие условия, и их можно понять: жить в доме с провалившейся крышей или неработающим лифтом не очень приятно. Были, правда, в отношениях между управляющими компаниями и людьми неспокойные периоды. Так, например, в 2006 году УК «ЖСС» взяла на обслуживание дом по Ульяновскому проспекту, 8. Как и положено по закону, было проведено собрание жильцов, составлен протокол собрания. В 2006 году в этом доме заменили кровлю. Потратили на это 600 тысяч рублей. С жителей собрали всего 100 тысяч. В 2007 году с того же дома прошли перечисления на 220 тысяч. Но жители во время собрания потребовали потратить их на текущие нужды. При этом все совершенно забыли, что управляющая компания работала в долг, тратила собственные средства, чтобы зимой эта самая кровля под тяжестью снега не рухнула. УК предлагала варианты. Хорошо, мол, давайте треть от этой суммы мы заберем в счет погашения долга, а остальные средства оставим на проведение других работ. То есть погашение жильцами долга УК была согласна растянуть на несколько лет.

После некоторых препирательств жители согласились. Как итог могу сказать, что на следующий год этот дом уже выходит с положительным балансом в 360 тысяч рублей.

– Получается, что существует проблема непонимания жителями системы работы управляющей компании?

– Да, так и есть. Ведь сейчас, по сути, наступили новые времена, и теперь сами жильцы являются владельцами домов, в которых проживают. А это не только их собственные квартиры, но и сети, трубы, подъезды, лифты, крыши, чердаки. И нужно поддерживать все это в нормальном состоянии, делать ремонт, менять оборудование. Для этого нужен большой штат сотрудников, нужны ответственные за проведение работ, нужны менеджеры, хорошо разбирающиеся в этой сфере. Люди часто спрашивают меня: «За что мы платим?» Вот как раз за работу по содержанию. Очень жаль, что не все понимают: управляющая компания является помощником жильцов. Люди не до конца осознали, что именно они теперь владеют домами, а не государство. Иногда доходит до смешного. Например, жильцы требуют сделать им во дворе детскую площадку. Согласен, дело хорошее, но не в том случае, когда крыша их дома протекает. В своей работе нужно расставлять приоритеты, а потом производить ремонт. И такие приоритеты та же УК «ЖилСтройСервис» расставила. На первом месте – тепловой контур. Это кровля и межпанельные швы. На втором – инженерное оборудование. На третьем – ремонт подъездов и на четвертом – благоустройство. Как мы видим, в случае с детской площадкой люди хотели сделать все наоборот. Это все равно что покупать себе «мерседес», когда твоим детям кушать нечего. Нужно, чтобы жильцы тоже понимали, что для них важнее: детская площадка во дворе или непротекающая крыша, работающий лифт и отремонтированный подъезд? Да и потом, ту же площадку для детишек можно сделать в будущем, когда все остальное хозяйство будет починено.

– А людям как-то объясняется, что качество их жизни зависит от них самих?

Лично я провожу по десять сходов в неделю, на которых общаюсь с людьми. Объясняю все те вещи, о которых мы с вами сейчас говорим. Но не всегда диалог получается конструктивным. Почему? А вы попробуйте объяснить что-либо сотне человек. Кто-то чего-то недопонял, кто-то не услышал, и в итоге одну и ту же информацию приходится повторять по нескольку раз. Конечно, и тут есть выход. Необходимо, чтобы в. каждом доме был свой совет жильцов. К слову, сейчас не во всех домах есть старшие по дому! Не хотят люди соглашаться на эту ответственную и отнимающую много сил и времени должность. А между тем, абсолютно во всех домах, в которых есть совет жильцов, дела идут просто замечательно. Ведь совет может более грамотно тратить деньги. Совет может решить вопрос о сдаче в аренду некоторых помещений, находящихся в доме, может договориться с какой-нибудь рекламной фирмой и разместить на стенах дома щиты. Все это может приносить хорошие дополнительные деньги, которые потом пойдут на ремонт общедомового имущества. И именно совет мог бы формировать нам задачу, что именно и в какой последовательности ремонтировать. Ведь Жилищный кодекс именно это и говорит: управляющая компания проводит только те работы, которые утвердили граждане. Другое дело, что УК всегда находятся в роли пожарной команды. Ведь жилой фонд настолько устаревший, что порой приходится экстренно проводить внеплановые работы, а следовательно, и тратить деньги, которые в бюджете дома не запланированы. Порой люди понимают, что это правильно, а иногда нет.

Людей приучили к тому, что о них заботятся чиновники. Но надеяться на них порой не только бессмысленно, но и вредно. Нужно самим управлять своим имуществом или нанимать профессионалов, которым вы доверяете. В этом случае управляющая компания будет обязана выполнять все ваши поручения.

– Сейчас существуют государственные программы поддержки сферы ЖКХ?

– Существует 185 Федеральный закон «О капитальном ремонте жилых домов», и УК «ЖСС» использует те права, которые он дает. «ЖилСтрой-Сервис» подавал заявки на ремонт домов, и многие из них были удовлетворены. В 2008 году «ЖСС» удалось включить в программу капитального ремонта девять домов. В этом году – еще два дома. На Карбышева, 20, сделан ремонт системы отопления, а в доме по улице Ленинского комсомола, 32, заменены лифты.

– А по какому принципу выбираются дома для участия в этой программе?

– Капитальному ремонту подлежит оборудование или дом, износ которого составил 60%. Это должна зафиксировать специально созданная комиссия. Кроме того, по закону 5% от стоимости ремонта должны заплатить жители. И если они на это соглашаются, то подается заявка, и остальные 95% нужной суммы перечисляет государство.

На следующий год УК «ЖилСтрой-Сервис» подала заявки на ремонт 114 домов. Ремонт не комплексный. Где-то нужно поменять кровлю, где-то лифты заменить, где-то – систему отопления. Сколько заявок будет утверждено – пока сложно сказать.

Говорят, на Ульяновск выделят до 1 миллиарда рублей. «ЖСС» подано заявок на 250 миллионов.

– Михаил Алексеевич, а если сравнить эффективность работы ТСЖ и УК, то кто тут выиграет?

– Однозначно УК. Возьмем, к примеру, ТСЖ «Союз», о котором многие наслышаны. У них 90% собираемых с жильцов денег шли не на ремонт и благоустройство, а на суды с тепловиками. О какой эффективности тут вообще может идти речь? Теперь поговорим об УК. Буду говорить на примере «ЖСС». В управлении находятся 129 домов. А значит, отношения с поставщиками услуг у компании уже выстроены. Представьте себе, сколько времени потребуется председателю ТСЖ, чтобы наладить отношения с теми же энергетиками, степловиками, с Водоканалом. Кроме того, все поставщики выставляют очень жесткие требования по оплате услуг. Не успел в сроки заплатить – плати пени. Не заплатил пени – сиди без воды и света. Или с холодными батареями зимой. Представителю одного конкретного дома в сотни раз труднее договориться по-хорошему с поставщиками, чем нам.

К тому же, часто случаются в отношениях с поставщиками спорные ситуации. У «ЖСС» на этот случай большой штат опытных юристов. Проходит до 400 судов в год. На юридическом отделе «висит» полтора иска в день! «ЖилСтройСервис» постоянно судится – и делает это в интересах жильцов домов, вверенных в управление.

А вообще, жители не знают не только своих прав, но и элементарных вещей, которые позволили бы экономить им деньги. Взять хотя бы общедомовые приборы учета. Как показала практика, благодаря таким приборам экономится до 100 тысяч рублей на один дом. А это 10% экономии для каждой семьи!

– Да, в период финансового кризиса коммунальные платежи для каждой семьи стали серьезной статьей расходов. Как еще можно сэкономить на квартплате?

– Начнем с того, что экономия зависит не только от установки конкретных приборов учета, энергосберегающих лампочек и прочего оборудования, но, прежде всего, от жителей и бережного отношения к этому имуществу. Если взять те же лампочки в подъездах: «ЖСС» установил везде лампы, которые горят до четырех месяцев. Но уже через неделю нужно снова уаанавливать новые, потому что те уже украли или разбили!

Вообще нужно об освещении отдельно сказать. Ведь освещение – одна из основных статей расхода электроэнергии, на него приходится примерно 15% от всего энергопотребления среднестатистической квартиры. По самым приблизительным подсчетам, потребление энергии в быту можно сократить в среднем на 34%. Для этого достаточно заменить «лампочки Ильича» на энергосберегающие.

Обо всех способах сэкономить на квартплате можно будет узнать после 9 декабря. Я лично планирую организовать и провести несколько семинаров для жителей города на тему «Как сэкономить на коммунальных платежах?».

Очень надеюсь, что жителям это будет интересно и полезно. О месте и дате проведения этих мероприятий будет сообщено дополнительно. Пока же призываю всех жителей задавать интересующие их вопросы по телефону горячей линии компании «ЖилСтройСервис»: 262-007.