В августе текущего года реформе ЖКХ в Ульяновской области исполнилось двенадцать лет. Официально о начале реформы было объявлено 29 августа 1997 года, когда вышло Постановление Главы администрации Ульяновской области № 150 «О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства». Согласно данному документу процесс реформирования отрасли на территории области должен был завершиться в 2003 году.

После 2003 – «завершающего года реформы» – прошло ещё шесть долгих лет. И за всё это время никто не взял на себя труд подвести постыдные итоги воплощения дерзновенных замыслов. Никто не осмелился честно сказать: «Реформа ЖКХ в Ульяновске «образца 1997-2003 годов» позорно провалена областной и городской властью того периода. А в последующие шесть лет процессы реформирования отрасли развивались стихийно и бесконтрольно, по причине полного отсутствия официально утверждённого властью рабочего документа – «новой программы» реформирования ЖКХ Ульяновска».

Но вернёмся к концепции реформирования, принятой в 1997 году.

Что же планировалось сделать, и что реально сделано?

Данная реформа к 2003 году планировала:

1. Создать систему подготовки и переподготовки кадров как для управляющих и обслуживающих организаций, так и для ТСЖ.

Результат: система подготовки и переподготовки кадров сформирована формально.

Можно выделить две основные причины:

– крайне низкий уровень финансирования;

Существующий центр подготовки и переподготовки кадров осуществляет свою деятельность за счет платежей слушателей – работников управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Эти организации с большим трудом могут оплачивать обучение персонала. А бюджетное финансирование на эти нужды не предусмотрено в текущем году, и не предусматривалось в предыдущие годы.

– у большей части работников управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК отсутствует мотивация к обучению и посещают они данные курсы в период обучения эпизодически.

Следствием этого является крайне низкий уровень подготовки специалистов в этой отрасли. В качестве примера, подтверждающего неудовлетворительный уровень подготовки специалистов, можно привести результаты выполнения тестового задания из восьми вопросов, предложенных 17-ти слушателям.

Из семнадцати опрошенных:

на четыре вопроса правильно ответили два человека,

на три вопроса – восемь человек,

на два – четыре человека,

один человек сумел правильно ответить на один вопрос;

два человека не смогли правильно ответить ни на один из восьми вопросов.

В том числе, на ключевой вопрос, что в себя включает техническая эксплуатация жилищного фонда правильно смог ответить только один слушатель. И это – руководители, которые занимаются организацией управления многоквартирными домами.

За период с 2005 года по сей день выпущены лишь следующие документы:

– «Временные методические рекомендации по взаимоотношениям теплоснабжающих организаций с потребителями», утвержденные Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2005 года №193;

– приказ министерства экономики Ульяновской области «Об утверждении положения о системе критериев используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса» от 12 августа 2008 года № 06-52 и приказ министра строительства Ульяновской области от 04.09.2009 года № 106-од;

– аналогичный нормативно-правовой акт принят и на уровне города.

Следствием крайне низкого уровня подготовки специалистов в управляющих компаниях, ТСЖ и ЖСК, практически полном отсутствии методических материалов и отсутствием средств на реформирование ЖКХ Ульяновска, явился полный хаос в отрасли.

Результат: подход к отбору на конкурсной основе управляющей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов не сформирован вовсе.

2. Сформировать подход к отбору на конкурсной основе управляющей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.

На уровне города нет даже критериев оценки деятельности управляющих организаций. На уровне региона данные критерии появились только в сентябре 2009 года. Они изложены в приказе министерства строительства Ульяновской области от 04.09.2009 года № 106-од.

Нет ни положения о конкурсе, ни сформированной конкурсной комиссии. При отсутствии данных документов, орган исполнительной власти местного самоуправления при выборе управляющей организации может принимать любое решение – как в пользу управляющей компании претендующей на право управления жилищным фондом, так и против нее.

3. Ввести методы антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий – естественных монополистов.

4. Ввести дифференцированные ставки оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья, а также оплаты занимаемой сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.

Результат: в части введения методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий – естественных монополистов и дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья не выпущено ни одного документа.

Последствия:

• нормативы потребления тепловой энергии на нужды отопления жилищного фонда установлены по городу едиными для всех что является прямым нарушением пункта 10 Постановления Правительства от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

• отсутствие норматива на горячее водоснабжение (ГВС) позволяет теплоснабжающим организациям определять объемы потребления тепловой энергии балансовым методом, т.е. списывать на потребителей свои сверхнормативные потери при передаче тепловой энергии, а так же из-за несоблюдения температурного графика;

– не организована работа по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии. Согласно пункта 4.2.4. Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400 и Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 года № 325 нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии должны утверждаться в Минэнерго РФ, чего не делается практически ни на одном из муниципальных сетевых предприятий;

• учтенный при установлении тарифа норматив технологических потерь в размере 6-7% никоим образом не соответствует действительности. По городу Ульяновску 675,6 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, из них более 17% нуждается в замене. Тепловые сети имеют значительный износ. Все это не позволяет говорить о столь незначительных потерях при передаче тепловой энергии. Более того, проведенная работа по определению технологических потерь при передаче тепловой энергии на сетях ООО «Барышская тепловая компания», подтвердила потери в размере 15%. Неучтенные в тарифе потери тепловой энергии при передаче при балансовом методе пропорционально распределяются между потребителями. То есть ложатся на плечи населения, так как у управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК отсутствуют иные, кроме платежей населения, средства для расчетов за тепло.

Отсутствие механизмов антимонопольного регулирования и низкий уровень подготовки специалистов в управляющих компаниях, ТСЖ и ЖСК не позволяют осуществлять должный контроль над качеством ресурсов, принимаемых от ресурсоснабжающих организаций.

Приведу конкретные примеры:

1. По данным территориального управления Ростехнадзора по Ульяновской области от 28.01.2008 года на коллекторахТЭЦ-1,ТЭЦ-2иТЭЦ-3:

• температура теплоносителя, согласно температурному графику, в подающем трубопроводе должна была составлять 62°С, а составляла 75°С, отклонение 21%, при допустимом отклонении 3%;

• температура теплоносителя, согласно температурному графику, в обратном трубопроводе должна была составлять 46°С, а составляла 51 °С, отклонение 10,9%, при допустимом отклонении 3%.

2. Согласно Акта по проверке температуры внутри помещения от 27 октября 2009 года по адресу ул. Созидателей, 30:

• температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах на входе в дом составляла 50°С и 32°С соответственно. А должна была составлять 67,9°С и 42°С. Отклонение от температурного графика 36% и 31 % соответственно;

• замеры, проведенные ранее, свидетельствуют об отклонениях температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах в большую сторону на величину, превышающую допустимую.

Подобная ситуация позволяет отпускать потребителям тепловую энергию либо сверх необходимого объема, либо меньшего объёма. В первом случае формируется кредиторская задолженность за потребленную тепловую энергию, оплата которой не предусмотрена ставками оплаты с населения. Во втором – создаются некомфортные условия для проживания. Люди начинают мёрзнуть в своих квартирах. Управляющие организации обречены на неуклонное движение к процедуре банкротства.

5. Демонополизировать деятельность предприятий жилищнокоммунального хозяйства.

6. Обеспечить организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья.

Результат: деятельность организаций по технической эксплуатации жилищного фонда демонополизирована, на рынок вошло значительное количество частных управляющих компаний, созданы ТСЖ.

Но при передаче многоквартирных домов в управление и создании товариществ собственников жилья:

• • абсолютно не учитывается порог рентабельности для деятельности по технической эксплуатации жилищного фонда, в результате управляющими организациями и ТСЖ работы по эксплуатации жилищного фонда выполняются не в полном объеме или не выполняются вовсе;

• не учитывается возможность управляющих организаций и ТСЖ рассчитываться за потребленные ресурсы, особенно это касается расчетов за потребленную тепловую энергию. Достаточно часто встречается, что установленный на территории города норматив потребления тепловой энергии меньше, чем данный дом потребляет тепловой энергии на отопление. В результате эксплуатирующая организация не в состоянии рассчитаться за потребленную тепловую энергию на нужды отопления.

• значительная часть жилищного фонда передана и эксплуатируется управляющими организациями и товариществами собственниками жилья без технической документации. При этом, согласно приказа министерства строительства Ульяновской области от 04.09.2009 года № 106-од, наличие технической документации является одним из критериев оценки управляющей организации. Следовательно, управляющие организации и ТСЖ будут вынуждены либо отвлекать средства, предназначенные для оплаты работ по технической эксплуатации жилищного фонда, либо дополнительно собирать средства с собственников жилья на восстановление технической документации.

• значительная часть жилищного фонда поступила в управление частных управляющих компаний и ТСЖ незаконно. В процессе бесконтрольного захвата и не прекращающегося «передела» жилищного фонда, грубо нарушался и нарушается Жилищный Кодекс РФ в части добровольного выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления домом, порядка проведения общих собраний и процедуры голосования.

7. Завершить переход на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.

Результат: переход на полную оплату жилья и коммунальных услуг состоялся.

Однако оплата жилья и коммунальных услуг по утвержденным экономически обоснованным тарифам не покрывает текущих издержек управляющих и ресурсоснабжающих организаций, что подтверждается ростом кредиторской задолженности управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК перед ресурсоснабжающими организациями. Даже при 100% собираемости квартплаты, платежей населения явно не хватит для покрытия всех технологических сверхнормативных потерь этих организаций на наружных сетях и отпуска избыточного объёма тепловой энергии потребителям. А у управляющих организаций нет иных источников покрытия издержек, кроме платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Все годы «реформ» сопровождались неуклонным ростом тарифов при одновременном снижении качества обслуживания жилищного фонда.

8. Повсеместно установить в жилищном фонде счетчики и регуляторы потребления воды и энергоресурсов. Принять необходимые рациональные социальные стандарты по жилищно-коммунальному хозяйству.

Результат: приборы учёта и регулирования потребления энергоресурсов отсутствуют на большей части жилищного фонда.

Без установки приборов учёта и при вопиюще низком уровне подготовки специалистов, управляющие организации не способны обеспечить надлежащий контроль над отпуском энергоресурсов в оптимальном объёме и нужного качества. Рациональные социальные стандарты по жилищно-коммунальному хозяйству в городе не приняты до сих пор. Городская власть во все годы «реформ» не видела иного выхода из создавшейся ситуации, кроме повышения тарифов для населения. Бремя расплаты за отсутствие профессионализма в управлении жилищным фондом ложится на плечи жителей города.

9. Широко внедрить механизмы привлечения кредитных ресурсов для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.

Результат: такие механизмы привлечения кредитных ресурсов и инвестиций в сферу ЖКХ не разработаны.

Эта отрасль до сих пор не стала привлекательной для потенциальных инвесторов в силу ряда объективных причин, главными из которых являются:

•ветхость значительной части жилищного фонда и изношенность коммунальной инфраструктуры города, требующие значительных капиталовложений;

• высокий риск техногенных аварий в сфере ЖКХ с серьёзными социальными последствиями;

•отсутствие необходимой законодательной базы, обеспечивающей равноправные отношения с ресурсоснабжающими организациями;

•острый дефицит высокопрофессиональных кадров как на уровне управления, так и на уровне рабочих специальностей.

Единственно реальной возможностью финансирования самых неотложных проблем сферы ЖКХ города остаётся участие в федеральных программах по капитальному ремонту жилищного фонда и городских коммуникаций.

10. Товарищества собственников жилья должны стать преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.

Результат: ТСЖ не стали и никогда не станут преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.

В городе не существует программы реальной поддержки инициативы собственников помещений в многоквартирных домах по созданию товариществ собственников жилья. Процесс образования ТСЖ развивается стихийно и бесконтрольно. Товарищества собственников жилья, на «старом» жилищном фонде формируются без образования кондоминиума, земля в ТСЖ не передается, что создает целый ряд неудобств, особенно для собственников нежилых помещений – нет возможности продать или купить нежилое помещение. Проблем у ТСЖ много и они успешно решаются лишь отдельными энтузиастами-подвижниками. Но, как уже говорилось выше, в Ульяновске нет системы подготовки председателей и бухгалтеров ТСЖ. На эту работу приходят случайные и профессионально не подготовленные люди.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

– реформа сферы ЖКХ, концепция которой была принята в августе 1997 года, так и не нашла воплощения в реальной жизни нашего города;

– задачи, поставленные 12 лет назад, до сих пор не решены, но не потеряли своей актуальности;

– за истекший период проблемы в сфере ЖКХ Ульяновска многократно обострились и требуют профессионального решения.