Сколько бы ни было нам лет, все мы – немного дети…. В жизни каждого наступает момент, когда горько и больно мы ощущаем своё сиротство. Уходят родители, и навсегда в сердце поселяется – пустота, которую ничем не заполнишь… Но есть те, кто всегда живёт с этим чувством потери, потому что судьба сложилась так, что их родным домом стал – детский дом.
Быть может, читая размышления на эту тему, кто-то и подумает, что государство вполне достаточно обеспечивает детей-сирот. Но в какой денежной сумме можно выразить – материнскую нежность, скупую ласку отца? Непередаваемое тепло родных рук, возможность прислониться к сильному плечу?
И оценить эту обездоленность в полной мере можно лишь тогда, когда впрямую столкнёшься и узнаешь жизнь хотя бы одного ребёнка, с детства обречённого на выживание. Пока он в детском доме, чётко расписаны его дни, он накормлен и одет. Но что происходит потом, когда он переступает порог госучреждения и попадает в неведомую ему реальную жизнь, которая ставит жёсткие условия, учит синяками и ушибами, и чаще всего становится – мачехой.
Будущее детей-сирот не может не тревожить каждого нормального человека, если душа его окончательно не очерствела под грузом и без того непростой жизни в нашей стране.
Встречи с директорами детских домов и работниками органов опеки позволяют мне обобщить полученную информацию и обозначить ряд проблем, которые нужно срочно решать всем миром, ради благополучия этих граждан России.
Детский дом позади, а что дальше? Учёба? Работа? Но перед тем, как устроиться на работу, выпускнику детского дома нужно решить пресловутый «квартирный вопрос»…
1. Долги по квартплате
Это первое, с чем сталкивается совершеннолетние парень или девушка, покинувшие стены детского дома. По Ульяновску, общий долг за жилищно-коммунальные услуги, который «висит» на детдомовских ребятишках составляет по оценкам экспертов астрономическую сумму – около 20 миллионов рублей! Почему это происходит? Механизм образования долга прост.
На весь период, что ребёнок находится в государственном учреждении, его не снимают с регистрации по последнему месту жительства, поэтому автоматически идёт начисление оплаты за коммунальные услуги. В среднем, если, например, трое детей помещены в детский дом, а зарегистрированы в квартире, где живут их родители, лишённые родительских прав, то долг по оплате жилищно-коммунальных услуг может доходить до ста тысяч рублей. За год до выхода ребёнка из детского дома, работники органов опеки два раза (осенью и весной) проверяют наличие регистрации, запрашивают «форму № 8» и лицевой счёт, где указан долг за услуги ЖКХ. Раньше использовалась следующая схема: вычленялся конкретный долг, приходящийся на этого ребёнка, и списывался, муниципалитет погашал долг за счёт бюджета. С появлением частных управляющих компаний и возникновением рыночных отношений в сфере ЖКХ этот процесс осложнился: «детские» миллионы рублей стали совсем недетской кредиторской задолженностью управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями, в частности, перед энергетиками. Ряд руководителей управляющих компаний готовы за счёт средств компаний списать долги детдомовских детей за свои собственные услуги по содержанию и техническому обслуживанию жилья. Но они не могут взять на себя накопленные долги по отоплению.
Нужен механизм перерасчёта и выделение отдельной строки в городском бюджете на решение данной проблемы. Но вопрос осложняется тем, что дети в детских домах находятся на областном содержании, а платить по жилищно-коммунальным долгам должны муниципалитеты. Видимо, решать вопрос нужно на уровне области, а инициатором должна стать городская власть и предложить механизм решения по погашению долгов за жилищно-коммунальные услуги в течение всего периода, пока ребёнок находится в государственном учреждении. Нужно отметить, что по любой схеме погашается только та часть долга, которая приходится на долю выпускника детского дома. А квартира, в которой он начинает самостоятельную жизнь, так и остаётся в разряде «злостных неплательщиков» со всеми вытекающими из этого последствиями.
2.Сохранность жилья
Представим, что тот же парень или девушка приходят в квартиру или дом – по месту регистрации, чтобы начать самостоятельную жизнь. И обнаруживают, что квартира абсолютно не пригодна для проживания, или дом в деревне давно сгорел. Есть очень серьёзная тема: сохранность жилья детдомовских детей. Приведу примеры.
Вопиющий случай по ул. Камышинской: родители лишены родительских прав, в квартире проживает отец. Электричество отключено, газ отрезан, канализация не работает, ванна используется, как зловонная выгребная яма. В этой двухкомнатной квартире проживать просто невозможно. И двое детей практически оказались на улице. Результат: мальчик уже находится в исправительной колонии, а девушка до сих пор проблему с жильём не разрешила. У них есть регистрация по месту жительства, именно поэтому они не имеют возможности получить сертификат на жильё, как сироты. Квартиру нужно ремонтировать, но собственных денег на это нет, а в городском бюджете деньги на расходы такого рода не предусмотрены. Глава Засвияжского района отменил своим распоряжением право на регистрацию девушки по этому адресу, чтобы она могла получить сертификат на жильё, но ей было отказано в этом по решению суда, опять же на основании того, что она имеет право на 10 квадратных метров в двухкомнатной квартире. Органы опеки обратились в суд с иском о выселении родителей, но суд в иске отказал, поскольку выселить этих людей, значит пополнить армию бомжей. И по городу порядка 75-ти подобных адресов. А каждая такая квартира – это судьба ребёнка, покинувшего детский дом. Никто даже не поднимал подобные вопросы, не пытался их решить ни на уровне области, ни на уровне города.
Тех детей, что являются собственниками жилья очень мало, меньше сотни. Здесь путь яснее: органами опеки оформляется договор найма на период пребывания ребёнка в детдоме. Это в том случае, если жильё в многоквартирном доме. Гораздо сложнее, если это частный дом, поскольку его нужно сохранить и от грабежей, и от пожара. Как правило, глава администрации подписывает документ, смысл которого: «сохранить право собственности». А кто исполнитель? Органы опеки могут только выйти на место, произвести осмотр жилья и положить акт в «личное дело» ребёнка. Есть конкретный пример: Дмитрий К. в пять лет был отправлен в детский дом, его мать лишена родительских прав, а в доме бабушки у него сохранялось право на жильё. К моменту выхода его из государственного учреждения, бабушка умерла, а дом сгорел. Дмитрий ушёл в армию, а когда вернулся, то не мог получить даже паспорт. Благо, опять же помогли в администрации: зарегистрировали в несуществующем доме, и он смог оформить паспорт. Суд отказал ему в праве получении сертификата на жильё в Ульяновске, несмотря на то, что Дмитрий предоставил трудовую книжку, принёс справки, что последние четыре года он проживал в Ульяновске, служил здесь в армии, даже был донором именно в нашем городе. Он подавал на кассацию, но тоже получил отказ. Молодой человек, которому уже 21 год, до сих пор вынужден мыкаться по чужим углам. Подобных примеров – десятки. А представьте, что ребёнок зарегистрирован по месту жительства опекуна, или вообще у чужих людей? В этих случаях тоже возникает масса вопросов, которые совершеннолетний выпускник детского дома, разумеется, не может решить самостоятельно. Худший финал подобных историй – места лишения свободы.
3. Сертификаты на жильё
Замечательно, что в Ульяновской области реализуется закон о выдаче сертификатов детям-сиротам, и уже более сотни выпускников детских домов их получили. Сейчас стоимость сертификата 810 000 рублей, и понятно, что квартиру на эти деньги не купить. Самое большее, на что можно рассчитывать – комната гостиничного типа. Но это – тот минимум, с помощью которого можно хотя бы начать жить. В других регионах эту проблему решают по-разному. Где-то выделяют даже однокомнатную квартиру, независимо от того, что цены меняются постоянно.
В Ульяновске стоимость сертификата рассчитывается следующим образом: цена одного квадратного метра комнаты гостиничного типа умножается на положенные по норме 18 квадратных метров. Но и здесь есть определённый нюанс: 810 000 рублей – сертификат в Ульяновске, а на территории области он стоит гораздо меньше: цену устанавливает муниципалитет. То есть, изначально, выпускники детских домов ставятся в неравное положение: если ребёнок воспитывался в городском детдоме, а поступил туда из сельской местности, то вернуться он должен только в то муниципальное образование, где зарегистрирован. Причём, нельзя забывать, что если выпускнику и удастся купить дом в деревне, то ему придётся его ещё и содержать, а стало быть – иметь постоянный источник дохода – работу. А все мы знаем, что работы в деревнях практически нет.
Есть ещё один нюанс: городской сертификат можно реализовать только в городе, а сельский – только в сельской местности, то есть деньги нельзя потратить на приобретение жилья там, где хотел бы жить и работать выпускник детского дома. Этот замкнутый круг требуется разорвать путём принятия соответствующих решений на уровне города и области.
4. Взрослая жизнь
После выхода из стен детского дома, бывшие воспитанники сталкиваются с реалиями жизни. Они, например, не умеют распоряжаться деньгами. И получив первую стипендию в профессиональном училище, могут сразу потратить всё до копейки на приобретение безделушек и сладостей. Они остаются детьми, и им нужна помощь в решении целого ряда элементарных вопросов. Никто этих вопросов не решает, а без этой помощи ребятам не обойтись.
Практически ежегодно на всех уровнях принимаются постановления о персональном устройстве детей, выпущенных из детских домов, на работу. Но опять же не прописывается – кто за это конкретно отвечает? Без постоянной регистрации по месту жительства на работу не устроиться, в центр занятости на учёт не встать.
При всём обилии различных общественных организаций, в Ульяновске нет объединения, которое озаботилось бы проблемами бывших воспитанников детских домов. Надежда на то, что проявится среди бывших воспитанников лидер, способный создать подобную организацию. Единственное, что сейчас выручает этих ребят – сплочённость, желание помочь друг другу в той жизни, которая обрекла их быть беззащитными.
На мой взгляд, власть обязана разработать программу адаптации выпускников детских домов к жизни в условиях современной России. В противном случае велика вероятность дальнейшего «взросления» ребят в исправительно-трудовых колониях и пополнение детских домов вторым поколением сирот. Разве это нужно нашему обществу?