Муниципальное предприятие «Лифтсервис» когда-то обслуживало 1350 лифтов в Новом городе и 2150 – в остальной части Ульяновска. В советское время в стране существовала единая техническая и ценовая политика, была централизованная система поставок запасных частей и комплектующих. Только три завода на территории Советского Союза выпускали лифты: Могилёвский, Карачаровский и Щербинский. Ульяновское предприятие «Лифтсервис» всегда было одним из самых сильных предприятий: в своей отрасли оно занимало первые места по стране. Закупалось в больших объёмах оборудование, часть деталей выпускали в собственных цехах. Предприятие было рентабельным и успешным.

Но изменились времена, в сферу ЖКХ пришёл частный бизнес. На обслуживании у предприятия «Лифтсервис» осталась, в основном, самая ветхая и изношенная часть лифтового хозяйства города. Лифт служит всего 25 лет и нужно признать, что 50% городских лифтов подлежат замене. Новый город застраивался очень быстро, так же одновременно он и ветшает. От него, «нового», осталось лишь название. Стоимость одного лифта в среднем 1млн 200 тысяч рублей. Для плановой замены лифтов городу нужно порядка 800 миллионов рублей. Где взять такие деньги? В бюджете их нет, а в карманах собственников жилья – тем более. Но и закрывать глаза на эту проблему нельзя – речь идёт о безопасности людей.

Много раз составлялись программы обновления лифтового хозяйства: с 2006 по 2009 год предпринимали три попытки – ежегодно. Предоставляли их в Комитет ЖКХ Ульяновска, но до городской Думы они так и не дошли, никаких вразумительных решений по этому вопросу не принято. В 2008 году реконструкции подлежало 480 лифтов, сумма – 200 миллионов рублей, понятно: в бюджете денег нет. Затем уже выбрали 30 лифтов – где «промедление смерти подобно». В результате денег нашлось на реконструкцию всего 10 лифтов во всём городе!

Проблема номер один для «Лифтсервис» – кадры. Предприятие теряет специалистов, каждый из которых – на вес золота. Возможна ситуация, когда те же лифты заменять будет некому, даже если появится финансовая возможность это делать. Понятно, что есть соответствующая строка в оплате «содержание» жилищно-коммунальных услуг. Но это именно – содержание лифтов! Эти деньги невозможно тратить на приобретение новых лифтов. Нельзя забывать и о том, что детали – дорогостоящие. Например, замена только одной кабины обойдётся в 150 тысяч рублей. Можно поменять обшивку – в пределах 15 тысяч рублей, жителям покажется – новый лифт! Речь идёт о сложном и дорогостоящем оборудовании. Есть лифты, которые служат и по 40 лет, если их содержать правильно. Например, в ЖСК «Победа» подобный лифт два года назад реконструировали, его срок продлён ещё на пять лет, нормально работает.

Деньги по своей строке «Лифтсервис» получает так же, как и все – из РИЦа. Долг населения по лифтовому хозяйству составляет порядка 15 миллионов рублей. Конечно, если бы эти деньги поступили на предприятие, то они бы пошли на более качественное техническое обслуживание, можно было бы решить ряд острых проблем.

По 185 закону в программе капремонта реконструировано 4 лифта, срок их действия продлён на 15 лет. Но это – капля в море! Хотя есть примеры: в Нижнем Новгороде в 2007 году выделены средства на 100 лифтов. И здесь та проблема, о которой говорилось выше. Из-за нехватки специалистов деньги освоены на 80% – из 100 лифтов заменили 80.

Полагаю, что нужно говорить о том, что частный бизнес – бесконтролен, это не муниципальное предприятие, где существует жёсткая система отчётности.

Нужно признать, что в техническом состоянии мы остались прежней страной, коммунистической. Поменялась идеология, наступил капитализм, а лифты и дома – остались старые. Нужно думать о федеральной программе, выступать с инициативами, добиваться решения проблемы. Для чего армия депутатов и чиновников?

Нужна серьёзная областная программа, долгосрочная. Много говорим о инвестициях. Вполне возможно ставить вопрос о собственном заводе по производству лифтов. Но для этого нужно всё детально продумать, изучить рынки сбыта. Это было бы именно той частью общей российской программы модернизации, о которой сейчас так много говорят. На сегодняшний день «Лифтсервис» сам выпускает 112 наименований изделий, из резины и пластмассы. Сделали даже экспериментальную стальную кабину, но необходимо получить сертификат. Оформить его можно и в Ульяновске, инженерный центр может провести экспертизу и дать заключение. Но опять же – нужна поддержка.

Технические возможности у предприятия есть. Например, модернизационный комплект ему предлагают покупать в среднем за 350 тысяч, а «Лифтсервис» может выпустить его за 60 тысяч рублей. Производство можно наладить, нужны энтузиасты и заинтересованные люди. У «Лифтсервис» две основные проблемы: качественное обслуживание лифтов и отношение жителей к их сохранности. Вторая проблема не менее важна, она требует постоянного освещения.

Сейчас стоит вопрос об акционировании «Лифтсервис». Все мы знаем эту отработанную цепочку: сначала акционирование, потом – торги, и – предприятие уходит в частные руки. «Лифтсервис» – лакомый кусок, кому он достанется? А пока муниципальное предприятие выживает и работает – как положено.