Современные хроники-6 (без цензуры)

В канун Нового года в центральной прессе появилось сообщение о передаче компании «РуссНефть» ее основателю, ингушскому миллиардеру Михаилу Гуцериеву, в последнее время скрывавшемуся (за неуплату налогов в особо крупных размерах и незаконное предпринимательство) от российских правоохранительных органов в Лондоне. Напомним, Михаил Гуцериев был освобожден из-под заочного ареста в ноябре. Тогда же прошла информация о его возможном возвращении из Великобритании в Россию. Это же подтвердил в одном из интервью и президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, намекнув на то, что российское руководство готово вести диалог о возвращении Гуцериева «в обмен» на инвестиции от олигарха в самый депрессивный регион страны.

В Ульяновской области в подчинении «РуссНефти» находятся два дочерних предприятия «Ульяновскнефть» и «Нафта-Ульяновск». Гендиректору ОАО «Ульяновскнефть» Виктору Курочкину и гендиректору ЗАО СП «Нафта-Ульяновск» Игорю Еланскому тоже были предъявлены обвинения в 2007 году по ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов) и 171 УК (незаконное предпринимательство). В 2008 году руководство ульяновских компаний сменилось на «негуцериевское»: «Ульяновскнефть» возглавил Александр Лазареску, а «Ульяновск-Нафта» – Татьяна Шаманская. Что будет с этими компаниями после передачи «РуссНефти» Михаилу Гуцериеву, произойдут ли очередные кадровые перестановки, пока не известно. Зато известно другое: ульяновского губернатора и его замов, а особенно главу ОАО «Корпорация развития Ульяновской области» Дмитрия Рябова, поддерживающего инвестиционный климат в области, сообщение о возвращении старого владельца «РуссНефти» явно обрадовало.

1. Какого инвестора потеряли!

Летом 2006 года в Ульяновске с очередным визитом объявился президент нефтяной компании «РуссНефть» и основатель «Бинбанка» Михаил Гуцериев, в свое время добрый приятель генерала Шаманова, благодаря поддержке которого магнат стал владельцем ульяновских нефтедобывающих предприятий. Желтая пресса писала, что после этого у Шаманова появились элитная квартира в Москве и усадьба в Саратовской области. Но кто нынче верит желтой прессе?

Результатом же этого визита ингушского миллиардера стало соглашение о сотрудничестве (которое по счету?) с Ульяновской областью, а также щедрые подарки с барского плеча: губернатору Сергею Морозову достался четырехкилограммовый золотой кубок, мэру Сергею Ермакову – чек на 1,5 миллиона рублей для закладки парка нефтяников за кинотеатром «Октябрь», местной епархии – 10 миллионов в качестве пожертвования на строительство Спасо-Вознесенского храма на ул.Минаева. Кроме того, олигарх решил облагодетельствовать местное здравоохранение 20 автомобилями «скорой помощи», взять на содержание футбольную команду «Нефтяник» из Новоспасского района, построить котельные в п. Дивный Мелекесского района и в Новой Малыкле и кое-что другое.

Вице-губернатор Александр Пинков тут же прокомментировал это событие:

– Руководство региона считает «РуссНефть» одним из важнейших стратегических партнеров Ульяновской области. Мы нисколько не сомневаемся, что положительный опыт сотрудничества региона с нефтяной компанией будет расширяться. А результаты нашей совместной работы позволят не только улучшить ситуацию в экономике и социальной сфере региона, но и благотворно отразятся на жизни ульяновцев…

Другие же восторженные чиновники региона, присутствовавшие на церемониях дарения, дружно аплодировали и восславляли олигарха в последующих телеэфирах и газетных статьях, заявляя о том, что 10 процентов своих многомиллионных доходов Гуцериев отдает на благотворительность. И никто даже не осмелился усомниться в этом, не задался вопросом: доходят ли эти 10 процентов (если они, конечно, были – кто проверял?) до адресатов, не завуалированная ли это взятка бюрократам и прочим “просителям” за лоббирование интересов магната в регионе? И кто, наконец, посчитал, сколько средств потерял консолидированный бюджет области от покупки Гуцериевым ульяновских нефтяных компаний?

Остался за кадром и проявленный магнатом интерес к ульяновской фирме “ДАРС” и ее основателю, тогдашнему региональному министру инвестиций и внешних связей Дмитрию Рябову, который с помощью инвестиций гуцериевского «Бинбанка» строил в Ульяновске торгово-развлекательные комплексы, развивал сеть магазинов сотовой связи, многочисленные точки быстрого питания и многое другое.

А потом магнат, чтобы не повторить судьбу Михаила Ходорковского, по примеру Березовского, сбежал в Лондон, задолжав в российский бюджет несколько миллиардов рублей налоговых отчислений. В ульяновских «дочках» «РуссНефти» сменили руководство, фирма «ДАРС» свои капиталы перевела из «Бинбанка» в «Сбербанк», на всякий случай – продав и только что построенный в Новом городе ТРЦ «Самолет». Новый владелец «РуссНефти», российский олигарх Олег Дерипаска, по-видимому, чувствуя зыбкость сделки по приобретению активов компании, с обещанными «РуссНефтью» инвестициями и благотворительными акциями не спешил, поэтому в региональном правительстве, вспоминая о подписанных соглашениях с Гуцериевым, печально вздыхали: «Боже мой, какого инвестора потеряли!».

2. В рамках борьбы с коррупцией

Вскоре правительство региона «потеряло» и Дмитрия Рябова: из вице-губернаторов, курирующего инвестиционную политику, он, решением губернатора, был назначен руководителем создаваемой «Корпорации развития Ульяновской области». В чем заключалась интрига, никто толком и не понял, выдвигались по этому поводу несколько версий, одна круче другой: например, то, что Рябов, как более молодой и перспективный управленец, к тому же с солидным счетом в банке, может «подсидеть» губернатора, – тем более, что администрация президента однажды запросила на него служебные характеристики с целью включить кандидатуру ульяновского министра-бизнесмена в свою базу данных для ротации руководящих кадров субъектов Федерации. Поговаривали и о том, что Морозов, якобы, из ревности к авторитету и влиянию Рябова среди местной бизнес-элиты «выживает» из власти последнего, как это, скажем, в свое время он сделал с премьером Александром Майером. Кто-то высказал мысль, что всему причиной – коррупция, дескать, пользуясь высоким чиновничьим статусом, Рябов в последнее время уделял большее внимание к делам своей фирмы, нежели к привлечению инвестиций для региона, и что в ходе последних инициатив Кремля по борьбе с коррупцией, губернатору нужно было на это каким-то образом отреагировать.

В принципе, последняя версия имела под собой почву. Что мы знаем о Рябове и его фирме, которую он, уйдя сначала на муниципальную, а затем на государственную службу, формально перепоручил заботам своих родственников и друзей? И с чего это вдруг Морозов, проводя в начале своего губернаторства реорганизацию регионального правительства, назначил министром ничем не зарекомендовавшего себя в мэрии Ульяновска молодого чиновника? Осведомленные источники утверждали, что карьерный рост и благосостояние Дмитрия Рябова, начавшиеся еще при Шаманове, связаны со строительством пресловутого «Ледового дворца», с курировавшим этот объект первым вице-губернатором М.Шкановым, который, якобы, является его дальним родственником. Сколько миллионов бюджетных средств «зарыли» под это дело, прокуратура так и не выяснила. Как и то, сколько перепало из этих миллионов (и перепало ли?), шамановским чиновникам и фирме «ДАРС».

Другие сведущие люди как бы подтверждают это. Действительно, состояние у начинающего предпринимателя, имеющего один-единственный киоск, буквально выросло за год – именно тогда, когда во власть пришел Михаил Шканов.

«Рябовым управляют Шканов и К°, – говорил третий источник. – И в мэрию его «провели» они, так как вбухали в предвыборную кампанию главы города огромные деньги!».

Так это или нет, утвердительного или отрицательного ответа не было. Но местная пресса констатировала факт, что буквально за три дня до назначения Рябова заместителем мэра комитет по управлению имуществом Ульяновска передал в аренду ему (тогда еще частному предпринимателю) торговые помещения по адресу: пр. Гая, 78. Кстати, вступив в должность муниципального служащего, Рябов долгое время продолжал пользоваться автопарком и охраной, явно не муниципального происхождения.

И, наконец, последняя, наиболее правдоподобная версия стремительного роста богатства и карьеры Дмитрия Рябова, связанная с тем, с чего мы и начали этот материал – с интереса, который проявлял к Ульяновскому региону нефтяной магнат Михаил Гуцериев. Может, это он «попросил» губернатора «посодействовать» карьере предприимчивого чиновника?

Дело в том, что «Бинбанк», который в тот период времени возглавлял племянник Гуцериева – Михаил Шишханов, стал разрабатывать очередной перспективный проект, связанный с вложением инвестиций в строительство развлекательных торгово-гостиничных комплексов, а также элитного жилья. В Москве эта сфера была давно поделена между другими финансовыми структурами, да и правительство Лужкова старалось вести столичное хозяйство жесткой рукой, не допуская «варягов» с Кавказа.

Вот и потянулся «Бинбанк» в Ульяновск, где, как известно, муниципальной земельной собственности много, а инвесторов среди местных бизнесменов – кот наплакал. Один подобный объект, за счет средств «Бинбанка», фирма «ДАРС» возвела в Засвияжье, на ул. Рябикова, другой – площадью в 18 тыс. кв.м. построила в Заволжье, за кинотеатром «Руслан». Говорят, что и тот, и другой проекты были выполнены с нарушениями строительного законодательства, не согласовывались с соответствующими службами и противоречили интересам простых горожан, но кого из чиновников сегодня волнуют эти проблемы? Нет хлеба? Дадим зрелищ! Будем строить развлекательные центры, казино, горнолыжные трассы на склоне Венца!

Кстати, и на месте пресловутого «Ледового дворца» «ДАРС» также запланировал возвести очередной развлекательный комплекс, на чем нужно бы остановиться поподробнее.

3.«Аквамолл» – очередная афера?

После исхода шамановской команды из региона, депутаты ЗСО и новое правительство области очень долго выясняли, сколько миллионов бюджетных и иных средств «закопали» прежние руководители региона и другие ловкие дельцы в этот амбициозный проект. Называли цифры – и в 120 миллионов, и в 180, и в 250. А потом оказалось, что цена этого «катка» всего-то 68,9 миллиона. По крайней мере, за такую сумму решили продать областную долю недостроенной недвижимости в пойме Свияги специалисты из регионального министерства госимущества и земельных отношений.

Ну, что ж! Как говорится, с паршивой овцы – хоть шерсти клок! Только вот какая «закавыка» получилась: может быть, больше – надо, а то – и меньше. Кто считал, кто оценивал эту собственность? В Законодательном собрании области, где по закону должны быть утверждены эти цифры, разгорелась бурная дискуссия. Документов, подтверждающих оценку, – не представили, и как ее проводили – тоже. Наверное, именно поэтому спикеру областного парламента Борису Зотову на заседании ЗСО не один раз пришлось обращаться к чиновникам регионального правительства с вопросом – почему отсутствуют все соответствующие документы, объясняющие положение дел с «Ледовым дворцом». В ответ – были предъявлены лишь трехстрочные разъяснения, без сметной документации, без каких либо законных обоснований.

Между тем, суть вопроса была такова. После развала проекта «Ледового дворца» некие структуры объявили о своем праве на собственность почти третьей части этого объекта (якобы, питерская «БСК»), остальное осталось – за регионом. Параллельно с этим в конце 2005 году решением мэрии за № 2640 от 2.11.05 г. 52 тысячи кв. метров земли в пойме реки Свияги около «Ледового дворца» отдавались некоей фирме ООО «Центр Прогресс». При этом 39093 кв. м. этим же постановлением изымались из земель, принадлежащих «Ледовому дворцу».

Далее выяснилось, что та же фирма ООО «Центр Прогресс» выкупила то ли у «БСК», то ли у кого другого долю в «Ледовом дворце», а именно – холодильные установки и саму площадку, на которой заливался лед (при этом сваи под этой площадкой остались в областной собственности!). Провернув за один год все эти «операции», на которые другим понадобилось бы лет пять, эта фирма решила выкупить и областную долю «Ледового дворца». Вот это-то и предложили утвердить депутатскому корпусу ЗСО.

Вся интрига состояла в том, что на поверхность всплыла фирма «ДАРС», специализировавшаяся на строительстве торгово-развлекательных центров, благодаря тому, что ее бывший (и фактический?) владелец, тогдашний региональный министр по внешним связям и инвестициям Дмитрий Рябов, будучи в свое время заместителем мэра Ульяновска, подсуетился и «выбил» для своего детища несколько престижных строительных площадок. Кстати, и то самое решение мэрии за №2640 о выделении земли ООО «Центр Прогресс», о котором говорилось выше, вышло в свет, когда Рябов «успешно» совмещал обязанности зама мэра с деятельностью в роли частного предпринимателя. Вы спросите, а причем тут Рябов и «ДАРС»? И вот тут начинается самое интересное!

Оказывается, ООО «Центр Прогресс» и «ДАРС», во-первых, имели идентичный юридический адрес: Ульяновск, пр.Высотный, 3-а. Во-вторых, г-н Маллямов (с испаноязычным именем Ринальдо) одновременно являлся учредителем ООО «Центр Прогресс» и финансовым директором «ДАРСа»! И, в-третьих, сотрудники “ДАРСА” в своих многочисленных интервью сами никогда не скрывали своей причастности к данному проекту.

Сразу все встало на свои места! Стало понятным и головокружительная быстрота прохождения документов по инстанциям, и лихая закрутка сюжета вокруг «Ледового дворца». Непонятно только, главой «Корпорации развития» чего являлся г-н Рябов – региона или фирмы «ДАРС»?

И вот два года назад руководящие работники «ДАРСа» торжественно объявили – на месте «Ледового дворца» вырастет новый ТРК «Аквамолл». Его общая площадь составит 117 000 кв., на которой разместятся гипермаркеты REAL и DAY Castorama, крупные торговые операторы. Развлекательная и спортивная части будут представлены круглогодичным катком, фитнес-центром, киноцентром Cinema Park, детским развлекательным центром и многими другими жизненно важными для ульяновцев объектами. И срок сдачи в эксплуатацию «Аквамолла» назвали – 2010 год.

Однако, «не срослось»: потенциальный инвестор Гуцериев оказался в бегах, да и общемировой кризис не вовремя грянул. Так что вместо строящегося «Аквамолла» в пойме Свияги, считай, в центре города возникли груды мусора и разрытые экскаваторами ямы, хотя в этом месте когда-то был приличный каток с искусственным льдом, и сотни детей и взрослых могли кататься на коньках с ноября – вплоть до апреля месяца. Но его снесли, а взамен получили территорию для бомжей и разборок ОПГ.

По мнению работников «ДАРСа» возвращением Михаила Гуцериева, возможно, что-то здесь и изменится. По крайней мере, любимый братьями Шкановыми «нулевой цикл», по некоторым сведениям, начнет свой разбег с весны этого года.

4. Халява для чиновников

Но вернемся к главе «Корпорации развития Ульяновской области». В ходе широкомасштабной подготовки к нынешним выборам Главы областного центра и депутатов Ульяновской городской Думы, где интриги с изменениями в Устав города и несостоявшимися референдумами так запутали избирателей, что местная власть в глазах ульяновцев окончательно потеряла свое влияние и авторитет, некоторые досужие обозреватели называли Дмитрия Рябова потенциальным кандидатом на должность мэра от «Единой России» и, естественно, от губернатора. Однако, таковым стал Александр Пинков, человек не амбициозный, звезд с неба не хватающий и дольше всех из замов губернатора «отсиживающийся» в своем кресле. Кое-кто предположил, что, в случае победы Александра Пинкова на выборах, «сити-менеджером» областного центра, то есть истинным хозяином города, распоряжающегося бюджетными средствами и муниципальной собственностью, станет Дмитрий Рябов.

Есть, правда, и сомневающиеся, которые ссылаются на «неадекватность» губернатора Сергея Морозова, в последнее время проявляющего явное недовольство инвестиционными позициями региона, хотя, по официальным заявлениям пресс-службы облправительства, область занимает чуть ли не первые места в рейтинге ПФО по этому показателю.

Да, в «портфеле» региона на ближайшие десять лет – соглашения аж на несколько сотен инвестпроектов, 80 из которых находятся в стадии развития уже сегодня. Однако, самые крупные из них, многомиллиардные – авиационный в Ульяновске, ядерный в Димитровграде и «Волжский транзит» на территории всей области – финансируются Правительством РФ, как и строительство второй очереди мостового перехода через Волгу. Заслуга в этом «Корпорации развития Ульяновской области» ничтожно мала. Единственное, чем может похвастаться г-н Рябов вместе со своими коллегами из облправительства, – это реализованные ими проекты строительства комбината по производству кошачьего корма -компании «Марс», пивзавода – компании «САБ Миллер» да ряда мелких предприятий по производству строительных материалов. Есть, конечно, какие-то положительные результаты в сфере сельхозпроизводства, где инвесторами выступает иногородний бизнес из Мордовии, Самары и Сибири. Но они, надо признать, нещадно эксплуатируют пахотные земли региона и дешевую рабочую силу, а урожай оставляют себе, естественно, и вырученные средства от его продажи. Так что, широко разрекламированный сельскохозяйственными чиновниками региона миллион и 200 тысяч тонн зерна, собранные с полей в минувший сезон, наполовину не ульяновские, а «варяжских гостей».

Отсюда, наверное, и «неадекватность» губернатора в его общей оценке инвестиционного климата в регионе и личных заслуг Дмитрия Рябова, а также других высокопоставленных чиновников облправительства. На этом фоне возвращение блудного олигарха Михаила Гуцериева с его миллиардами – как нельзя кстати. К тому же, глядишь, опять что-нибудь подарит с барского плеча. Халява – она для чиновников везде халява, и в Африке, и в Америке, и в просвещенной Европе. Чем же ульяновские чинодралы хуже?