В канун нового, 2010-го года ульяновские иерархи РПЦ разразились громкими публичными заявлениями. В первом из них речь шла о предполагаемом строительства недалеко от Спасо-Вознесенского собора и церкви Всех Святых – мусульманской мечети, соседство с которой не устраивало «веротерпимых» святых отцов. Второе заявление (кстати, совместное с некоторыми мусульманскими коллегами) было связано с тем, что светские власти страны и Ульяновской области, в частности, к делу воспитания подрастающего поколения решили подходить с позиций ювенальной юстиции западного образца, что, якобы, несовместимо с традициями россиян.
У многих ульяновцев эти заявления вызвали недоумение и ряд вопросов. Как же так? Принимать на строительство Спасо-Вознесенского храма пожертвования в несколько миллионов рублей от мусульманина, олигарха Михаила Гуцериева, владельца «РуссНефти», можно, а соседствовать с мечетью – нельзя. И еще – с каких это пор отделенные от государства религиозные конфессии стали вмешиваться в политику властей? Их что – воодушевляет на это «паломничество» первых лиц России по монастырям и святым местам в дни религиозных праздников? Так это их личное дело, а не государственное – в каких храмах и с какой свечечкой стоять!
Наконец, негоже святым отцам перед самым Рождеством Христовым, главным православным праздником, смущать покой прихожан публичными негодованиями, а, наоборот, надобно призывать верующих сограждан к терпению и благолепию.
Впрочем, в последние годы в деятельности Симбирско-Мелекесской епархии много чего противоречивого, связанного, как правило, с проблемами собственности.
Анархия – мать порядка
Три года тому назад судебные приставы Ленинского района, выполняя решение Федерального арбитражного суда Приволжского округа, чуть было не пошли приступом на здание бывшей Германовской церкви в Ульяновске, чтобы выселить оттуда размещавшийся с 1931 года областной Государственный архив и вернуть здание первоначальному владельцу – Симбирской епархии. На казенном языке эта процедура звучала так: «Истребование помещения из чужого незаконного владения».
Пока власти ломали головы, куда переместить тонны ценных документов и растерянных сотрудников архива, в возмущенных умах ульяновцев забродили давно забытые лозунги времен батьки Махно – «Бей красных, пока не побелеют, а белых – пока не покраснеют!». Краеведы недобрыми словами честили инициатора выселения – епархиального архиерея. Краеведов, в свою очередь, проклинали богомольные старушки из прихода Неопалимовской церкви. Коммунисты, как всегда, ругали правящий режим и американский империализм. А тех и других, а заодно и мэра С.Ермакова клеймили позором шустрые юнцы из «Объединенного гражданского фронта» во главе с Саней Брагиным. У нас в городе всегда так: стоит случиться какой-либо заварушке, во всем виноват мэр – даже в недавнем неудавшемся лунном затмении он, оказывается, тоже виноват: не выключил вовремя уличные фонари, отчего горожане лишились радостей небесного созерцания. Но это так, к слову, а если по существу, то предыстория этого события была такова.
Чиновники переусердствовали
В 1988 году, в канун празднования 1000-летия крещения Руси, когда президент-коммунист М.Горбачев прилюдно обнимался с патриархом Пименом, тем самым как бы давая аванс на возрождение сотрудничества между церковью и государством в деле воспитания трудящихся масс, в партийно-чиновничьей среде, привыкшей к послушанию и усердию, этот жест восприняли как сигнал к действию: все вдруг стали завсегдатаями церковных служб, обзавелись житиями святых, крестиками, иконками и т.д. Воодушевились и святые отцы, заговорив о возвращении церковного имущества, конфискованного когда-то Советской властью. Время было непростое, менялся общественно-политический строй, который казался незыблемым. В пылу принятия кардинальных решений властями наиздавалось множество постановлений, в том числе и в пользу хотя и отделенного от государства партнера, тем не менее, очень необходимого в тот исторический период, когда, с развалом СССР, в головах населения царил хаос. Наиздавать-то наиздавали, а механизмов не придумали, да и финансов не заложили – неоткуда их было брать.
Сутяги в рясах
А святые отцы, тем временем, завалили суды исками: мол, решения приняты, верните собственность!
Вот так и получилось, что, к примеру, у нас в Ульяновске несколько десятков зданий, капитальных сооружений и земельных участков, принадлежавших до революции Симбирской епархии, попали под процедуру «истребования из чужого незаконного владения». Кроме Германовской церкви в этом списке оказались несколько зданий по ул.Гончарова (раньше там размещалась духовная семинария), здание медицинского факультета УлГУ (бывшее епархиальное училище и резиденция архиерея), ряд зданий и земельных участков, прилегающих к Центру культуры молодежи на углу ул.Советской и К.Маркса (там был женский монастырь) и другие сооружения, менее значимые. И все они имели хозяев, которые обосновались здесь всерьез и надолго, даже не задумываясь о том, что когда-нибудь в обществе прозвучит слово «реституция» – при всем притом, что даже закона о ней пока нет. И вряд ли будет, потому как, в противном случае, со всех пяти континентов планеты Земля примчатся в Россию потомки белых эмигрантов и потребуют свою долю собственности – и даже с процентами.
Тем не менее, за истекшие годы с владельцами кафе «Баскин Робинс» и магазинов по ул. Гончарова епархия «разменяла» 15 судебных исков, пока стороны не пришли к соглашению, как считается, посредством пожертвований крупных денежных средств в пользу церкви. С медфаком УлГу получилось зыбко. После ряда судебных споров университет передал епархии старинное здание – так называемый «Дом Сачкова» по ул. Л.Толстого, который на заре создания УлГУ хотели преобразовать в студенческую поликлинику. В этом здании архиепископ Симбирский и Мелекесский, владыка Прокл разместил было свою резиденцию, но начали рушиться потолки и оседать стены – столетний дом, по-видимому, исчерпал свой резерв. Епархиальному управлению срочно пришлось переехать в небольшой дом, построенный на собственные средства недалеко от Неопалимовской церкви. С Центром же культуры молодежи священнослужителям тоже пришлось не раз встречаться в судебных инстанциях. Иски были частично удовлетворены, но опять-таки – к неудовольствию обеих сторон. Тем не менее, доставшийся епархии близ Центра культуры участок земли (там, по преданию, были захоронения симбирских монашек) был вскоре «разменян», опять-таки «на пожертвования» от владельцев нынешнего здания ТРЦ «Версаль», вскоре здесь построенного и тут же прозванного горожанами «Мухомор» – за оранжевый верх и белый низ.
Стяжательное бездорожье
И все же, как говорится, грех – жаловаться: во всем остальном нашим служителям культа повезло. За минувшие 20 лет в регионе вновь открылось более 120 приходов и 2 монастыря. Епархиальные чины во главе с владыкой Проклом не были обделены вниманием ни одним губернатором – будь то Ю.Горячев, В.Шаманов или С.Морозов. Неудачный эпизод со строительством Троицкого собора вряд ли омрачил взаимоотношения власти и епархии. Тем более что при содействии нынешнего главы региона возобновилось строительство Спасо-Вознесенского храма, начатое еще при губернаторе Ю.Горячеве.
Так почему же упорствовали святые отцы в своем стремлении выселить архив из здания бывшей церкви? Они – что, в другой стране живут? Не в той, где чуть ли не половина населения находится на грани бедности? Где около миллиона беспризорных детей? Где смертность превышает рождаемость? Где разрыв между доходами богатых и бедных перевалил за цифру 20? Может быть, подзабыли священнослужители библейские заповеди о том, что вера крепка не богатством и количеством храмов, а терпением и молитвою истинного христианина, где бы он ни находился – в церкви ли, дома или в пути? Неужели путь к Храму, о котором общество возмечтало в 90-х годах, оборвался на стяжательном бездорожье, а его пророки заблудились в капитализме и в борьбе за собственность перестали замечать невзгоды своих прихожан?
Лебедь, рак и щука
Но вернемся к судьбе областного архива – этого уникального собрания документов, сберегаемого несколько веков. В 80-х годах согласно генплану для архива предполагали построить в центре Ульяновска новое здание. С развалом страны и последующим многолетним кризисом об этом пришлось забыть. Но недавно, когда остро встал вопрос о выселении, губернатор издал новое распоряжение, выделил средства на строительство, поручил управлению архитектуры подобрать место, а соответствующему комитету разработать единый план. И тут опять случился казус из серии: «Лебедь, рак и щука»
Архитекторы предложили строить здание архива в районе Венца, на площадке между Домом Языкова и педуниверситетом, ссылаясь на то, что когда-то, при строительстве Мемориала, здесь планировалось заложить музейный комплекс чуть ли не в семь этажей, но сделать это не успели. Краеведы и экологи встретили это предложение в штыки, заявив о том, что, как и в случае с Троицким собором, Венец не выдержит перегрузки и поползет к Волге – вместе с Мемориалом, педуниверситетом и филармонией. Коммунисты также выступили с возражениями, пригрозив пикетами и голодовками: «Руки прочь от священной земли Ленинского Мемориала!».
Тогдашние члены областной Общественной палаты – профессор В.Ефимов и военный пенсионер Е.Лытяков, призванные властями найти консенсус, такового не добились, а еще больше раззадорили оппонентов. Некоторые из них договорились до того, что, мол, и Мемориал нужно снести напрочь, поскольку лет через двадцать о Ленине никто и не вспомнит. Попало и архитекторам: их обвинили в том, что они в погоне за длинным рублем (только на проектно-сметную документацию здания архива было выделено более 7 млн. рублей) готовы порушить все святые Ленинские места, Карамзинские, Гончаровские, кстати, тоже. Словом, хотели поддать жару для движения паровоза вперед, но весь пар ушел в свисток.
Бывшую же Германовскую церковь святые отцы начали реставрировать под кафедральный собор, замалевав, между прочим, настенные и потолочные старинные фрески, которые, кстати сказать, десятилетиями оберегали сотрудники облархива.
Бог им судья!
Два года региональные власти усиленно искали временное пристанище для многострадального архива. Для общественности (в нынешнем ее статусе) поиски консенсуса должны затянуться, наверное, лет на пять. Престижные места под строительство в городе давно уже поделены – под элитное жилье, под офисы заезжих и местных олигархов, под торгово-развлекательные центры. Ох, не любят наши «богатенькие буратины» делится с населением сверхдоходами, никак не вплетутся в общественную жизнь. Бросил губернатор как-то клич – давайте спасем, господа, разрушающийся Дворец пионеров, пустим шапку по кругу! Ноль – внимания! И со зданием архива тоже ноль?
Сегодня, после долгих «путешествий» облгосархиву наконец-то выделили временное местопребывание – в здании Ленинского Мемориала, в помещениях, далеко не приспособленных для хранения бесценных документов. Года через три власти обещают построить специализированное здание – то ли на ул.Пушкинской, то ли еще где. Только обещания эти чаще всего затягиваются на десятилетия, как это было, скажем, с новым волжским мостом.
Впрочем, не будем пессимистами. Ведь были же времена и суровее нынешних – и так называемой «шоковой терапии», и дефолтов, и другого прочего, однако, даже тогда ульяновцы сумели построить и областную детскую клиническую больницу, и новое здание госпиталя ветеранов войн, и диализный центр, и десятки других социальных объектов. И воссоздали, кстати, памятник истории и культуры – Ульяновский городской некрополь, от которого отцы церкви были тогда в восторге, а сегодня, к сожалению, восторгаются более прозаическими вещами, не имеющими ничего общего с возвышенным и неземным.
Впрочем, Бог им судья!
Иммануил
Зря на Пушкинской хлебушко давыдовский кушают: плохо написано, неубедительно. За такое качество заказухи штрафовать надо.