Воскресенская-Германовская церковь в Ульяновске недавно была возвращена Православной Церкви. В храме был произведён капитальный ремонт и в самом скором времени он откроется для богослужений.

Не только гости, но и жители нашего города часто задают вопрос: «Германовская церковь – она что, немецкая?». Германовская – не значит «германская», а значит, в честь святого Германа (кстати, имя это происходит от латинского слова «germanus», что означает «родной, единокровный»),

В XVI веке, во времена царя Ивана Грозного, в городе Казани служил архиепископ Герман, из рода Садыревых-Полевых. «Тела великого муж, так и разума многого, муж чистого и воистину святого жительства, – говорили о нём современники. – Человек простый, истинный и непоколебимый в разуме, великий помощник в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостивый зело». Грозный царь предложил ему принять сан главы русской церкви, митрополита московского, для чего казанский святитель приехал в Москву. Во время встречи с государем он «тихо, скромно, но с душевною силою» заговорил о неминуемом загробном воздаянии для грешных, чем вывел Иоанна из себя. Германа изгнали из митрополичьих палат, а 6 ноября 1568 года святитель неожиданно умер, как полагали все – тайно отравленный по приказу Грозного. В 1595 году, по многим чудесам и нетленности мощей, святителя Германа признали святым. В 1677 году в Симбирск, где свирепствовала моровая язва, из Казани был послан образ святого Германа, содержавший частицу его мощей. Чаявшие спасения горожане вышли встречать икону далеко за околицу тогдашнего крохотного Симбирска. На месте встречи было торжественно отслужено всенощное бдение, а вскоре поставлена деревянная часовня. В начале XVIII века часовню сменил деревянный же храм, куда перенесли из Кафедрального собора чудотворную икону святителя. Образу этому Симбирск был обязан многими чудесами, и главным среди них считалось прекращение холерной эпидемии в 1848 году – после того, как горожане провели крестный ход с иконой.

Город Симбирск рос и ширился. В приходе окраинного когда-то храма селилось всё больше и больше купцов, чиновников и прочей небедной публики. От щедрот прихожан в 1879 году началась масштабная перестройка небольшой, сильно обгоревшей в пожар 1864 года Германовской церкви. Главный придел нового храма был освящён в честь обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, за святителем Германом остался его южный придел, а храм получил двойное название.

Купец Ефим Иванович Куликов пожертвовал 6 000 рублей на устройство иконостаса. В 1896 году на 12 000 рублей, пожертвованных купцом Фёдором Ивановичем Чекалиным, для колокольни Воскресенской-Германовской церкви был отлит в Саратове колокол весом в 703 пуда 21 фунт, самый большой в губернском городе.

С наступлением советской эпохи для храма и его духовенства пришли тяжёлые времена. В 1919 году по обвинению в «активном содействии контрреволюции и в принадлежности к контрреволюционной организации» были расстреляны 60-летний священник Лев Ягодинский и его дочь, 26-летняя учительница Надежда. Храм дважды – в 1926 и 1929 годах – был обворован. После того, как раскольники-«обновленцы», по поощрению властей, захватили кафедральные соборы Ульяновска, Воскресенский-Германовский храм стал собором, главным храмом города, принадлежавшим Русской Православной Церкви. В 1932 году храм был закрыт для богослужений. Прошло более 70-ти лет – и храм снова вернулся к верующим.

Ермил ЗАДОРИН