Ульяновск претендует на статус авиационной столицы России. О перспективах развития авиаотрасли в регионе «Вестник» беседует с директором областного государственного учреждения «Развитие авиационного кластера Ульяновской области», президентом Ульяновского госуниверситета Юрием Полянсковым.

— Юрий Вячеславович, насколько, на ваш взгляд, оправданы наши претензии на лидерство?

— Тот факт, что в Ульяновске есть все, чтобы стать столицей отечественной авиации, подтвердил Президент, побывавший в нашем регионе в конце минувшего года. Поддержка авиации объявлена национальным приоритетом. В свое время Владимир Путин говорил, что Россия может пойти по пути развития за счет сельского хозяйства, если хочет превратиться в аграрную страну типа государств Африки, но у нас другие цели. И авиация, освоение космоса – главные отрасли, которые позволят государству занять лидирующие позиции на мировой арене. Поэтому на развитие этих направлений выделяются немалые средства, создаются госструктуры, призванные решать проблемы отрасли. Пример — Объединенная авиационная корпорация, куда вошли промышленные предприятия, в том числе наш «Авиастар», научно-проектные организации, конструкторские бюро. Корпорация создана по стратегии ведущих мировых авиакомпаний, таких, например, как «Боинг». Ее учреждение позволило скоординировать усилия предприятий и организации авиаотрасли, объединить их общей целью и превратить из конкурентов в союзников.

— На звание авиационной столицы претендовали и другие города – Воронеж, Казань…

— Да, но губернатор Сергей Морозов сумел привлечь внимание федерального руководства именно к нашему региону. И у него были весомые аргументы. В Ульяновске работает «Авиастар-СП», который пусть не много, но выпускает свои самолеты – сходят с конвейера «ТУ-204», разработана программа обновления производства «ИЛ-76». Есть предприятия, которые напрямую не входят в сферу авиапрома, но занимаются авионикой — системой управления самолетов. Это УКБП и «Утес». Есть научно-проектные организации – филиалы КБ Туполева, Российского института авиационных материалов, НИИАР, Гипроавиапром. В городе три вуза, выпускающие профильных специалистов, – УлГУ, УГТУ и УВАУГА.

Чтобы обобщить усилия всех участников процесса развития авиации, создан консорциум – «Учебно-производственный кластер Ульяновск-АВИА». Он объединил девятнадцать структур. Разработано положение, и все стороны взяли на себя определенные обязательства. Среди участников и правительство области, поэтому консорциум — частно-государственное партнерство. Создан наблюдательный совет, он будет разрабатывать стратегию консорциума, совет возглавляет губернатор. Учреждена управляющая компания «Развитие авиационного кластера Ульяновской области», учредителем выступает регион.

— Каковы направления деятельности консорциума?

— Утверждена программа, которая определила ключевые направления работы. Во-первых, организационная деятельность – проработка структуры, подготовка документов. Сейчас, в частности, разрабатывается закон о преференциях для участников. Основополагающий пункт производственных задач – взаимный интерес участников друг к другу. Пример: создание центра коллективного пользования. Мы планируем войти в федеральную целевую программу и приобрести для центра мощную технику для расчетов. Выгода для других организаций — развитие науки, подготовка кадров. Интеграция позволит реанимировать многие предприятия, которые сейчас простаивают. Среди целей – создание Центра компетенции для производства программных продуктов, которые позволят обеспечивать информационными технологиями весь жизненный цикл продукции – от разработки до реализации. Для решения подобных вопросов в консорциум включены региональный технопарк и Корпорация развития Ульяновской области.

Один из важнейших блоков — научно-проектные задачи. В свое время вокруг «Авиастара» создавались научные структуры, но постепенно они прекратили свою деятельность, поскольку головное предприятие долго простаивало. А производство должно иметь мощное научное окружение.

Получат развитие новые промышленные направления — решается вопрос о производстве авикомпонентов, в частности композитов. Как известно, на их основе создан новый «Боинг», который называют самолетом века. Еще одно производственное направление — конвертация авиатехники. Например, создание на базе пассажирских транспортных моделей. Ульяновск рассчитывает принять участие в выпуске среднемагистрального «МС-21». Подписано соглашение о возобновлении производства «Руслана», который будет модернизирован.

— Какова роль вузов, в частности Ульяновского госуниверситета, в работе новой структуры?

— В первую очередь, на вузах лежит ответственность за подготовку специалистов для авиапрома. Решается вопрос разработки кадровой программы для отрасли, и учебные заведения должны координировать эту деятельность. Задача – внедрить у нас стандарты подготовки специалистов с помощью профильных вузов Самары и Казани. При организации учебного процесса мы планируем использовать идею академической мобильности — чтобы студенты могли осваивать часть курсов в вузах-партнерах других городов.

Университет решит проблему трудоустройства выпускников, наладит подготовку студентов по заказу конкретных предприятий. При этом будут востребованы не только «узкие» специалисты, но и представители других профессий, необходимых авиации, – например психологи, переводчики. Наш университет имеет определенные преференции. Мы заключили договор с «Авиастаром» по разработке шаблонов – программ и моделей для производства авиатехники. Эту работу ведут студенты, аспиранты, преподаватели. Проект позволяет не только освоить новые научные направления, но и дает вузу возможность зарабатывать деньги за счет хоздоговорной деятельности.