15-го января достоянием гласности стала информация о том, что наш многострадальный «Авиастар» скоро расправит крылья. И поможет ему в этом совместный российско-индийский проект по созданию многоцелевого транспортного самолета МТА, который будет реализован в Ульяновске на базе ЗАО «Авиастар-СП».

Об этом сообщил губернатор Сергей Морозов на последнем заседании областного антикризисного штаба. (Последнем, кстати, не только по счету, а последнем вообще, поскольку мировой финансовый кризис наша область, по мнению Сергея Ивановича, полностью и успешно преодолела.) Инвестиции в предприятие составят 600 миллионов долларов.

Вот это да! Заживем теперь как в арабских эмиратах! И точно станем авиационной столицей России. Тарелки летающие мы уже почти освоили, самолеты «Эклипс» можно сказать на подходе. Опять же «Русланы» для министерства обороны вот-вот встанут на поток. А тут еще и МТА для индийцев. Красота!

Красота… Но только на словах пока. И в фантазиях нашего губернатора, которые, как известно, не знают предела. А вот на деле…

Намерение о создании совместного с Индией предприятия по производству самолетов МТА в первом квартале наступившего года президент ОАК Алексей Федоров (еще один, похоже, мечтатель!) выразил в декабре прошлого года. И сообщил, что инвестиционные вложения в проект составят по 300 миллионов долларов как с индийской, так и с российской стороны. Причем, соответствующая сумма из госбюджета для российского взноса в предприятие уже поступила на счета ОАК.

Сергей Иванович Морозов уверенно заявил, что самолет МТА будет производиться на территории «Авиастара». Однако в пресс-службе ОАК эту информацию пока не торопятся подтверждать. Дескать, окончательное решение по месту производства МТА пока не выбрано, но Ульяновск с большой вероятностью станет той площадкой, где будет производиться самолет.

С большой вероятностью станет. И с такой же вероятностью может и не стать. То есть Сергей Иванович, явно забыв золотое правило, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, сломя голову бросился за этим самым журавлем. И даже не за журавлем, а за призрачной тенью от него, слегка задевшей своим крылом наши палестины.

Действительно, в соглашении по данному самолету, подписанному в 2007 году, Россия и Индия обязались поровну финансировать эту программу стоимостью 600 миллионов долларов. Но как сообщал сайт bharat-rakshak.com, Россия приняла решение в 2009 году инвестировать в программу разработки индийско-российского многоцелевого военно-транспортного самолета (МТА — Multi-role Transport Aircraft) только 64 миллиона – чуть больше пятой части всего объема инвестирования программы, рассчитанной на восемь лет. Кстати, участия в программе нашего «Авиастара» изначально не предусматривалось. С российской стороны в проекте участвуют конструкторское бюро им. Ильюшина и корпорация «Иркут», индийскую сторону представляет авиастроительная компания HAL (Hindustan Aearonautics Ltd).

Однако ход реализации проекта, видимо, не устроил индийскую сторону, и еще летом прошлого года агентство РБК daily сообщило о том, что один из участников проекта создания российско-индийского транспортного самолета МТА начал подыскивать альтернативные варианты. Как рассказал РБК генеральный конструктор украинского АНТК им. О.К. Антонова Дмитрий Кива, индийская сторона обратилась к ним за информацией о грузовой версии самолета Ан-148. В случае если россияне в ближайшее время не смогут разрешить проблемы, связанные с организацией производства самолета MTA, индийцы могут обратиться за помощью к украинским авиастроителям. И альтернативой российско-индийскому МТА может стать грузовая версия украинского Ан-148.

Переговоры российских авиастроителей с Индией о совместной разработке перспективного самолета MTA ведутся уже десять лет. Конкурс на его разработку был объявлен еще в 2001 году. За это время его концепция изменилась с пассажирской на военно-транспортную. Самолеты будут разрабатываться на базе проекта КБ им. С.В. Ильюшина Ил-214. Первые поставки серийно сделанного самолета намечено произвести в 2014 году. MTA должен заменить транспортные самолеты типа советского Ан-12 и американского C-130.

«По словам нескольких источников – сообщает РБК daily, — индийцы недовольны ходом создания проекта MTA. Российская сторона до сих пор не определилась с потенциальной площадкой, где будет создаваться данный лайнер. Напомним, ранее Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) обсуждала вопрос о переносе окончательной сборки самолета MTA с Иркутского авиазавода. Сейчас обсуждается возможность сборки лайнера на ульяновском «Авиастаре», где производятся все российские транспортные рамповые самолеты. «Авиастар» входит в структуру бизнес-подразделения транспортных самолетов. Однако на каких мощностях этот лайнер будет собираться, еще не определено. «Сейчас готовятся предложения российской стороны по поводу сроков поставки первых самолетов, производственной площадки и где будут производиться лайнеры для заказчиков третьих стран», — отмечает источник РБК daily.

Индийская сторона на сегодняшний день нашла как минимум два подстраховочных варианта. Первый — начать совместно с украинской стороной строительство грузовой версии лайнера Ан-148. Второй — привлечение в проект МТА третьего участника, которым может стать АНТК им. Антонова. «Эта тема обсуждается, и украинская сторона готова рассмотреть предложенные российской ОАК варианты сотрудничества по данному проекту», — говорит РБК daily заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова Александр Кива. АНТК может стать только субподрядчиком по конструкторским работам, производство самолетов на Украине российскую сторону сейчас не интересует, отмечает гендиректор АК им. С.В. Ильюшина Виктор Ливанов. По его словам, сейчас рассматривается вариант по строительству на территории «Авиастара» новой сборочной площадки для МТА. «Как ожидается, этот вопрос будет вынесен на обсуждение с индийской стороной в ближайшее время», — говорит он РБК daily. Представитель ОАК от комментариев отказался.»

Как видите, далеко не все так просто с этим самым МТА, и далеко не факт, что этот лайнер будет выпускаться «Авиастаром». Не факт даже то, что он вообще пойдет в серию. А Сергей Иванович Морозов уже «полетел» на нем за баснословными прибылями для «Авиастара»…

Александр СЕМЕНОВ