Отделения пенсионных фондов в городе и по области переживают настоящий бум посетителей. Практически во всех – огромные очереди. Многих граждан интересует, насколько повысились их пенсии в наступившем году. Многие не согласны с реальным размером пенсионной прибавки, потому что, по собственным прикидкам, изначально рассчитывали на большее. Работники фонда предполагают, что наплыв посетителей может продлиться… аж до марта!
-Мы ежедневно сталкиваемся с большим количеством негатива, – говорит Наталия Махмутова, заместитель начальника управления Пенсионного фонда в Засвияжском районе. – Люди недовольны. Правительство заявляет средний размер прибавленных пенсий по стране, но он все-таки несколько больше, чем у некоторых категорий граждан. Расчет-то у каждого индивидуальный. А они не хотят этого понять, видят в наших специалистах виновных, как будто это мы, а не государство, устанавливаем размер прибавки к пенсиям. Относятся к сотрудникам, которые ведут прием, некорректно. «Тыкают», грубят, угрожают жалобами. У нас работают, в основном, очень молодые специалисты, многие из которых просто не выдерживают подобного стресса, в моральном плане «выбиваясь из колеи». Это притом, что сейчас каждый день мы принимаем около 400 человек, а бывает, что и до 500. Огромная физическая и психологическая нагрузка.
Вообще, Засвияжское управление ПФР – самое большое в области по количеству обслуживаемых пенсионеров. На учете их – 60 тысяч человек. А клиентская служба, ведущая прием «до последнего посетителя» – всего 13 человек. Чтобы все успеть, даже в обед дежурного оставлять приходится.
-Подумали бы о наших семьях, – сетуют «пенсионщики». – Если человек пришел уже под вечер, мы его тоже обязаны принять. Поэтому часто приходится сидеть допоздна. Но нам же надо домой, мы такие же люди.
Действительно, сотрудникам фонда приходится работать в сложных условиях. Здание образца… 1946 года под наплыв пенсионеров не приспособлено: тесное фойе, узкие коридоры. Поставить сиденья тут просто некуда. Обстановка (в отличии от центрального офиса!) более, чем скромная. Неудивительно – капитальный ремонт в здании, полученном засвияжским управлением от УАЗа, не проводился никогда, и еще только запланирован на 2011 год. По вполне понятным причинам необходим здесь и так называемый кабинет психологической разгрузки со штатным психологом, но такой возможности нет. Есть надежда на второе, более просторное, здание, уже взятое в аренду фондом. Но и оно не «моложе» нынешнего, даже с деревянными перекрытиями, также нуждающееся в капитальном ремонте.
Впрочем, должны успевать сотрудники пенсионного фонда заниматься и «общественной» работой с учетом своего «контингента»: они готовятся к юбилею Дня победы. Установили стенд с поименным списком участников и инвалидов войны, живущих в районе, а в фойе, рядом с макетом вечного огня – подлинные документы 1941-45 годов, посвященные пенсионному обеспечению в военные годы. Все, чтобы пожилым людям было интересно. Недавно вот появилась традиция поздравлять с юбилеями «старожилов» района, тех, кому исполнилось ровно сто лет. А еще ходят в ветеранские организации, проводят Дни открытых дверей. Регулярно проводят они и «Школу молодого пенсионера», то есть как бы торжественный прием «на заслуженный отдых». Разумеется, также с разъяснением всех материальных аспектов изменения статуса.
А разъяснений требуется немало. К примеру, среднее увеличение пенсий в новом году (то есть после так называемой валоризации, или «переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года») составило в среднем 1500 тысячи рублей. Но в каждом конкретном случае сумма может отличаться довольно сильно. Это зависит от конкретного стажа и заработка. В некоторых случаях прибавка выльется всего лишь в сотню-другую рублей.
А рассчитывается она так. Прибавка составляет 10 процентов за стаж с 1991 по 2001 год и по 1% за каждый год стажа до 1991 года. Но – от расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 года БЕЗ УЧЕТА базовой части пенсии и страховых взносов, уплаченных за работающих. Именно того, что не учитывается при расчете новых пенсий и не понимает большинство очередников в помещениях пенсионных фондов.
С другой стороны, учитывая возникшее в среде пенсионеров непонимание (а эти трудности можно было прогнозировать с учетом опыта прошлых лет), руководство пенсионного фонда вполне может найти какие-то нетревиальные подходы, чтобы уменьшить очереди. Замечено, например, что пройдя вдоль очереди и ответив на вопросы стоящих в коридоре граждан, сотрудник пенсионного фонда может уменьшить длину «хвоста» на 3-4, а то и 5-6 человек. Может быть, побольше консультантов необходимо где-то усадить? Каким-то образом «отжать» для обслуживания еще кабинетик? Пожалуй, это согреет души не меньше, чем макет вечного огня.
Александр РУСИНОВ