Прошедший год ознаменовался очередным всплеском скандала из-за увеличения задолженности перед ВоТГК за потребленную тепловую энергию. Найдены и очередные ответственные за рост задолженности (козлы отпущения) – это городские предприятия, осуществляющие передачу и распределение тепловой энергии от ВоТГК и, как всегда, управляющие компании, ТСЖ и ЖСК (исполнители коммунальных услуг). Это они собирают деньги с населения и не отдают их генерирующим компаниям. Но если это так почему бы не применить схему договорных отношений, используемую в электроэнергетике?

Согласно этой схеме конечный потребитель заключает договор энергоснабжения непосредственно с энергоснабжающей организацией (ЭСО), а не с организацией к чьим сетям подключен конкретный потребитель, как это принято в теплоэнергетике. В этой схеме средства за энергию получает непосредственно ЭСО и затем рассчитывается за оказанные услуги по передаче с сетевыми организациями. Необходимо отметить, что данная схема договорных отношений не противоречит требованиям действующих нормативно-правовых актов. Однако этого не происходит, продолжает действовать схема договорных взаимоотношений, включающая двух посредников (перепродавцов) – это городские предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК).

Основная причина здесь одна – это значительная величина технологических потерь тепловой энергии и теплоносителя на всех этапах производства и распределения тепловой энергии, неучтенная в тарифе. Так, только при передаче тепловой энергии, учтенные в тарифе потери составляют 6% – 7%, а фактические потери не ниже 15%. Оценить достоверно их величину по имеющимся в открытом доступе данным (сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики) достаточно сложно. Более того, имеющаяся в открытом доступе информация о тепловых сетях вызывает сомнения в ее достоверности:

Показатели Ед изм. 2006 2007 2008

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении км 487,28 709,5 675,6

Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене км 302 77,8 117,5

Протяжение тепловых и паровых сетей, которые были заменены и отремонтированы за отчетный год км 39,4 42,9 22,6

Однако даже по приведенным данным, очевидно, что почти 20% сетей изношены на 100% и требуют замены, следовательно, потери в этих сетях будут значительно выше учтенных в тарифе.

Поскольку домов с приборами учета в Ульяновске единицы, то теплоснабжающие предприятия имеют вполне законную возможность, используя балансовый метод, списывать неучтенные в тарифе потери тепловой энергии на исполнителей коммунальных услуг, т.е. в конечном счете, на население – у исполнителей коммунальных услуг нет иных источников, кроме платежей населения, чтобы оплатить тепловую энергию.

Более того, сложившаяся ситуация удобна всем за исключением исполнителей коммунальных услуг и населения:

ВоТГК может закрывать дефицит средств, списанием на городские предприятия дополнительных объемов тепловой энергии;

городские предприятия действуют аналогично, списывая дополнительные объемы на исполнителей коммунальных услуг, а тем уже списывать не на кого, поскольку граждан нельзя заставить оплачивать объемы тепловой энергии сверх предусмотренных нормативом объемов.

Правда есть возможность выставить так называемую «тринадцатую платежку», но сделать без скандала достаточно сложно. Органы регулирования в этой ситуации находятся как – бы в стороне: будет команда сверху – признаем наличие выпадающих доходов у городских предприятий, не будет – нечего и признавать. В результате правила игры в коммуналке меняются каждый год. Была команда в 2008 году признать выпадающие доходы теплоснабжающих компаний в сельских районах области – их признали, отдали деньги, ими рассчитались за мазут. В 2009 году команды не было – денег не дали, следствие – рост кредиторской задолженности за потребленные ресурсы. Можно подумать, что за год ситуация в коммуналке кардинально изменилась в лучшую сторону: заменены все сети, произошла модернизация котельных и ТЭЦ, внедрены энергосберегающие технологии.

В сложившейся ситуации было бы правильным провести работу по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 года № 325; ревизию нагрузок, как по отоплению, так и ГВС. По результатам сформировать тепловой и водный баланс системы теплоснабжения по каждому из городских предприятий с учетом систем теплопотребления, а исходя из него, распределить ответственность между участниками процесса обеспечения потребителей тепловой энергией.

Если есть расхождения между величиной потерь, учтенной в тарифе и величиной потерь определенной в соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 года № 325, то это означает:

– либо выпадающие доходы предприятия (в случае если величина потерь, учтенная в тарифе ниже полученной величины потерь),

– либо высокопрофессиональная и высокоэффективная деятельность эксплуатирующего персонала (в обратном случае).

Если есть расхождения между объемом тепловой энергии, отпущенной населению, определенной исходя из нового теплового и водного балансов и утвержденными нормативами потребления, то это означает:

– либо более мягкие погодные условия, по сравнению с учтенными при определении норматива, и необходимо сделать перерасчет платежей граждан за рассматриваемый период в сторону уменьшения (если фактические объемы отпуска тепловой энергии и теплоносителя меньше, чем предусмотрено нормативом);

– либо – это норматив установлен неверно, и на предприятии сформированы выпадающие доходы (если фактические объемы отпуска тепловой энергии и теплоносителя больше, чем предусмотрено нормативом).

Если есть расхождения между объемами тепловой энергии и теплоносителя, поставленной в дом и распределенной внутри дома, то это означает:

– что либо исполнителем коммунальных услуг не ведется учет граждан, проживающих в доме (имеются в виду потребление ГВС в сдаваемых в наем квартирах необорудованных приборами учета, проживает больше, чем зарегистрировано);

– либо потери во внутридомовых сетях выше проектных, либо и первое и второе. В любом случае – это проблема исполнителя коммунальных услуг.

Если есть расхождения в параметрах теплоносителя (отклонения от расчетного температурного графика), фактические технологические потери выше, чем учтенные в новом тепловом и водном балансе систем теплоснабжения – это проблемы теплоснабжающих предприятий.

Если ситуацию оставить неизменной, то следующим этапом будет очередной всплеск банкротств исполнителей коммунальных услуг, особенно тех, кто существует более двух лет и получает тепловую энергию от ВоТГК по сетям городских предприятий. А после банкротств, возможно и одновременно начнется стихийная децентрализация систем теплоснабжения. Небольшие исполнители коммунальных услуг будут стараться перевести квартиры на индивидуальное отопление, крупные проектировать и строить крышные котельные.

В любом случае в проигрыше останется как ВоТГК, так и бюджет. ВоТГК при банкротстве потеряет часть своей дебиторской задолженности, а при децентрализации системы теплоснабжения потеряет часть объемов реализации, при этом эксплутационные затраты останутся теми же. А бюджет потеряет часть своих налоговых и неналоговых доходов от тех объемов реализации тепловой энергии и теплоносителя, которые будут неуклонно сокращаться.

Структурные изменения в отрасли и замена руководителей предприятий не влекут за собой обновления основных средств – они неуклонно изнашиваются.

Сергей Кондратьев

консультант газеты

«Коммуналочка в Ульяновске»