21 января – очередная годовщина со дня смерти самого знаменитого из наших земляков.

Ульянов-Ленин – человек и миф, на которого свалили вину за многие беды, что случились в России после октября 1917 года, по сей день не получил разносторонней и объективной оценки в России. Об этом корреспондент нашей газеты беседует с заместителем директора по научной работе Ленинского мемориала Валерием Перфиловым.

– Валерий Александрович, по моим наблюдениям, в стране происходят перемены в отношении к личности Ленина. Если в 90-е годы его яростно поливали грязью, то теперь, похоже, делается все, чтобы о нем напрочь забыли. Что Вы думаете об этой тенденции?

– Подобное бывало в отношении многих исторических фигур. В СССР, например, старались забыть дореволюционных деятелей, царствующих особ.

– Это исключительно российская традиция?

– Отнюдь. С древних времен подобное происходит в разных странах. И особенно это касается политических деятелей. При оценке той или иной личности баланс Добра и Зла, который она несет, зависит от времени и от того, кто ее оценивает. Меняется время, люди, меняются и оценки. И мы не знаем, как будут относиться к Ленину через 20-50 лет. Но, однозначно, он не будет забыт, поскольку является человеком планетарного масштаба. На Западе и на Востоке продолжают стоять памятники Ленину, в его честь названы улицы, его имя вошло во все известные и солидные энциклопедии, к которым обращаются современные политики, ученые, интеллектуалы. Помнят о нем и у нас в стране. Когда проходил телеконкурс «Имя России», Ленин вошел в избранное число 12 наиболее значимых исторических фигур страны. За него только по Интернету отдали голоса сотни тысяч человек, и понятно, что они – не ветераны. Однако Вы правы, деятельность Ленина ненавязчиво стараются замолчать.

– Это вполне по Гегелю: история учит лишь тому, что она никогда ничему не учит. Чем грозит нам беспамятство, недооценка уроков истории ХХ века?

– Недавно Михаил Горбачев рассказал анекдот: по распоряжению Брежнева оживили Ленина, наутро генсек нашел от него записку: «Уехал в Женеву начинать все сначала». А если серьезно, то как и многие исследователи, могу отметить, что страна возвращается к тому, что уже было в начале ХХ века: поляризация, расслоение общества. У каждого слоя теперь свои герои, и нет общей для всех истории. Это результат отсутствия государственного контроля над историей, который пришел на смену жесткому контролю, что был в СССР. Добавьте к этому тягу в народе к авторитарному режиму. Тут есть о чем задуматься…

– Наверное, из теоретического и практического наследия нашего земляка современным политикам, без оглядки на Запад, было бы полезно что-то позаимствовать. Должно быть, не все, что он сделал, было из рук вон плохо или ужасно?

– Целый ряд государств в последние годы, например, Китай и Вьетнам, опираясь на многие ленинские идеи, трансформировали свои системы и сейчас успешно двигаются вперед. Это, в частности, идея нашего земляка, заложенная в новой экономической политике, которую он проводил в 20-е годы ХХ века. Позднее, как известно, в СССР от этого отказались, и экономика была поставлена под тотальный контроль государства, а в 90-е годы наши новые руководители абсолютизировали другую крайность – рынок, считая, что он сам решит все проблемы. В то же время магистральным путем развития многих стран мира была социализация экономики, когда в распределении богатств основной была роль государства. Ленину же в рамках НЭПа удалось соединить и удачно сбалансировать частный и государственный секторы экономики, после чего страна начала быстро подниматься из руин, удалось восстановить экономику уже к 1924 году. Но это предано забвению, как и другие заслуги нашего земляка перед Россией. А он спас страну от распада, инициировал в 20-е годы масштабные проекты, начиная от электрификации до культурной революции. При этом энергия миллионов людей направлялась на их реализацию, и они ощущали, что это делается в интересах абсолютного большинства.

– Нам часто не хватает объективности, когда мы говорим о том или ином деятеле. Сейчас все чаще вспоминают Петра I и от него начинают отсчет. Но, как известно, по вине этого императора было пролито не меньше крови, чем по вине Владимира Ильича. Не случайно некоторые исследователи сопоставляют эти фигуры не только по значимости для России, но и по негативным последствиям…

– Когда Пушкин начал изучать документы петровского времени, то ужаснулся. Этот царь ополовинил население страны, обложил его непосильными и невиданными до того налогами. Но у Петра как и у любого государственного лидера были свои плюсы и минусы. Не устаю говорить, что историю, как и ее главных персонажей, нужно воспринимать целостно. К сожалению, в России этого как не было, так и нет. Те или иные периоды и разные личности вычленяются или трактуются односторонне. Кстати, чем дальше уходит время, тем более исторической становится та или иная фигура. Однако Ленин так и не стал таковым в полном объеме.

– Его до сих пор воспринимают как живого?

– Он еще на знаменах в качестве символа борьбы за социальную справедливость и будет оставаться в этом качестве, пока общество у нас не стабилизируется. Эта, еще одна ленинская идея создания социально справедливого общества, была и будет оставаться близкой большинству людей.

– По Вашим наблюдениям историка и музейщика, насколько интересен Ленин для наших современников?

– В 90-е годы был ажиотаж вокруг его личной жизни, поскольку долгое время о нем мало знали как о человеке. Сейчас, как мне кажется, больше интереса проявляется к его теоретическим работам и практической деятельности. Иностранцы, которые приезжают в наш город, как правило, посещают Дом-музей Ленина и Ленинский мемориал. Хотим мы или не хотим, но сделать более «крутой» нежели Владимир Ильич фигуру из числа других наших известных земляков мы не сможем. Всего ежегодно за последний период у нас бывает по 170 тысяч человек. Это неплохая посещаемость, хотя несопоставимая с тем, что было при советской власти. Но туризм у нас в стране понес существенные утраты. Надеемся на «красный» туризм. Недавно к нам обратились из Казани, где готовятся к Универсиаде и куда приедет большое число китайцев. А те хотят побывать на родине Ленина, поскольку относятся к нему с величайшим уважением. Как говорится, нет пророка в своем Отечестве…

Беседу вела Ирина Морозова