Музей городского быта отметил десятилетие.
Невозможно представить музейное братство Ульяновска без этого, пожалуй, самого уютного музея. Уютного не столько в плане оформления помещений, сколько по своему духу. Главные экспонаты здесь – повседневные вещи из прошлого, а ведь именно они так дороги сердцу каждого, потому что способны вновь оживить для нас атмосферу детства, юности, напомнить о семейных традициях. И так приятно, увидев в экспозиции старую фарфоровую чашку, воскликнуть: «Такая же была у моей бабушки!» А подобное кресло когда-то стояло у вас в гостиной. И еще… да-да, в детстве вы играли именно такой тряпичной куклой. В музей городского быта хочется приходить не только чтобы посмотреть новые выставки. Сюда тянет как в мир хорошо знакомый и привычный. Поздороваться с любимыми вещами и даже поболтать с ними. Почему-то верится, что они слышат и многое помнят.
Музей городского быта открыт десять лет назад во флигеле усадьбы священника Анаксагорова. Первоначальная сокровищница насчитывала 248 экспонатов. Не было рояля, ставшего визитной карточкой музея, кресла-качалки, многих других предметов интерьера, полюбившегося ульяновцам. Инструмент, который, по замыслу создателей экспозиции, должен был непременно стоять в гостиной, искали долго – нужен был рояль звучащий. К счастью, открывался музей под Новый год, и «свято место» в главной комнате музея заняла огромная елка. А потом нашелся и рояль.
…Ныне в коллекции музея – свыше пятисот экспонатов. Пенаты воображаемой семьи – а именно жилое помещение конца XIX-начала XX века воссоздает музейная экспозиция – расширились. В усадьбе восстановлены хозяйственные строения: летняя кухня, баня, каретный сарай. На кухне можно постичь секреты чаепития по-русски и насладиться ароматным напитком из старинного самовара. В сарае – заняться «чердачной археологией» и отыскать массу любопытных вещей. В доме к гостиной, столовой, спальной и буфетной прибавилась еще одна комната – детская. Такой подарок музейщики сделали к юбилею себе и посетителям. Уголок стал самой трогательной и теплой частью музейного пространства.
Трудно поверить, но в начале прошлого века 48 процентов населения России составляли дети. «У кого детей много, тот не забыт у Бога!» — говорили тогда. Неудивительно, что в стране была столь развита индустрия детских товаров. Кажется все, что производилось для малышни, было призвано воспитывать вкус, нравственность, прививать любовь к знаниям. Глядя на крохотный сервиз и фарфоровую раковину для кукол, как не вспомнить героиню известного фильма: «Как люди жили! Как тонко чувствовали!» — с младых ногтей постигали эстетику быта. А читатели журнала «Светлячок» – в музее представлено несколько номеров за 1910 год – просто не могли вырасти сухарями и невежами, столь много света льется с каждой страницы. В углу детской комнаты – колыбель. В ней – неизменная кукла-бессонница. Мамы или няньки мастерили тряпичную игрушку и подкладывали ее в кроватку чаду со словами: «Сонница-бессонница, поиграй куколкой, а не моим дитем». Настоящее произведение искусства – крестильная рубашка начала XX века. В дореволюционной России ребенка крестили на восьмой день после рождения. К таинству непременно шили для младенца особую рубашку, каждая мама стремилась, чтобы одеяние новорожденного в столь важный момент его жизни было самым красивым. К слову, до двух-трех лет мальчиков и девочек одевали абсолютно одинаково — в кружевные платьица. Сотрудники со смехом рассказывают, что обычно демонстрация фотографий мальчишек в платьях очень возмущает нынешних пацанов. Приходится показывать снимок маленького царя Николая в девчачьем одеянии. Мальчишки вздыхают: «Ну если уж и царь, тогда ладно…»
Очень важно, что и как показывать, но не менее – о чем рассказывать, считают сотрудники. В последнее время они работают над приданием своему детищу статуса «Музей семьи», разрабатывая программы, проекты. Наверное, музей быта – самый интерактивный из ульяновских. Здесь посетители выступают в роли не зрителей, а участников событий и примеряют на себя образ симбирянина прошлых веков.
В 2005 году музей выиграл грант Президента России «Музейный образовательный портал». На полученные средства удалось разработать программы новых лекториев, издать книгу и детскую раскраску, посвященные старинным костюмам волжан, запустить сайт музея. А недавно проект «К нам на огонек» одержал победу грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводимого благотворительным фондом Владимира Потанина.
Очарование музея и в том, что каждый его посетитель может проложить свою дощечку в мостике между временами. Коллекция постоянно пополняется за счет даров ульяновцев. Так и появляются на полках «бабушкины» чашки, с которыми хочется пошептаться.