Диалог состоялся на четырех секциях форума “Стратегия 2020. Региональная проекция»

Люди стали разборчивее – они хотят жить в комфортных условиях в ощущении собственной востребованности. И главный вопрос сегодня: что нужно предпринять, чтобы эти требовательные люди, профессионалы хотели жить у нас? Об этом как передает корреспондент ER.RU заявил в пятницу, 22 января генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров открывая работу секции “Экономика инноваций: модернизация экономики как основа повышения качества жизни региона” Форума «Стратегия 2020» в Ульяновске.

«Ульяновская область – это не монорегион. Здесь достаточно сильное сельское хозяйство, ВПК, автомобильная промышленность – то есть достаточно широкий спектр направлений для модернизации.

Однако, при реализации задач обновления экономики, нельзя забывать о главном ресурсе – человеческом. Здесь важно обратиться к «Стратегии 2020», в которой все строится вокруг человека. Конечно, этот основополагающий принцип еще не совсем начал вливаться в политику, но на уровне общества, его самовосприятия сдвиг начал происходить»

Министр экономики Ульяновской области Олег Асмус сообщил, что Ульяновская область разработала две стратегии развития региона до 2012 и до 2020 года.

«В качестве приоритетных для развития региона до 2012 года мы определили следующие задачи: Ульяновская область должна иметь 5 место в рейтинге регионов Приволжского Федерального округа и 12 место в Российской Федерации. Был поставлен ряд задач, в частности диверсификация экономики, поскольку экономика Ульяновской области сильно зависит от двух отраслей. Собственно именно эти отрасли и пострадали в течение кризиса.

К 2020 году наши основные задачи: снижение уровня бедности и повышение реальных доходов населения».

Директор «Центра инновационной конъюнктуры» Андрей Болгов обратил внимание на несовершенство законодательной базы для развития экономики и предпринимательства.

«Если мы посмотрим на наше законодательство, то увидим, что оно предоставлено законами о налоговых льготах для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, хотя мы не до конца понимаем, что вкладывается в это понятие. Каждый регион вправе толковать по-своему.

Кроме того, официальные термины закреплены в концепции инновационного развития РФ. В начале 2000 годов в Госдуму вносился проект закона об инновационной деятельности, но он не был принят. Пора принять специальный закон, что бы в нем было четко прописано, что такое инновационная деятельность».

Инициативу о принятии закона об инновационной деятельности поддержал председатель Совета Ульяновской городской общественной организации “Предприниматели – за свои права” Анатолий Сага.

«Наличие такого закона позволит в большей степени, в том числе и в судебных инстанциях, защищать свои права

Реальность такова, что сегодня чиновник – это выгодный вид бизнеса. У чиновника есть либо близкие родственники, либо друзья, которые лоббируют свои интересы. Наличие таких чиновников – один из самых главных факторов, сдерживающих процесс модернизации». Первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Александр Пинков вступился за чиновников.

«Я работаю в правительстве региона с 2005 года: отвечаю за реальный сектор экономики. Считаю, что чиновником в том понимании, которое сейчас обсуждались, я не стал.

Вспомните, что представлял из себя Ульяновск до 2005 года: безработица, низкий уровень заработных плат, проблемы с отопительным сезоном. Мы 15 лет занимали последнее место в ПФО и 77 место среди регионов России. По итогам 2009 года мы занимаем 6 место в ПФО и входим в первую 30-ку субъектов РФ. Уверен, что через несколько лет Ульяновская область будет одним из самых благополучных регионов».

Депутат Госдумы Александр Хинштейн отметил, что, несмотря на наличие стратегии и умные речи, упираемся постоянно в человеческий фактор.

«Вот Пинков рассказал, как изменился облик города. Но все мы понимаем, что все эти изменения связаны со сменой губернатора. Плохо, что все упирается в человеческий фактор. Избрали дурака – и все жители становятся заложниками. Как не допустить этого – главный вопрос.

Еще одна проблема в том, что у нас нет системы кадрового подбора и резерва. Мы видим, что и сейчас зачастую подбор конкретного человека на должность носит субъективный и хаотичный характер.

Наша задача – попытаться изменить собственную психологию, выработать механизмы контроля и самоконтроля, системы мотивации для молодежи на качественную работу и критерии ее оценки».

Тему молодежи продолжила директор открытой школы бизнеса Ульяновского технического университета Татьяна Люлькина.

«Рассуждая о Стратегии 2020 важно вспомнить о молодежи. Если посмотреть, средний возраст, сидящих за столом – за 40. Мне кажется это не совсем верно. Если мы собираемся сделать страну и регион самыми привлекательными к 2020 году, надо задуматься: а для кого мы стараемся? Очевидно, что для тех, кто сидит за нашей спиной – для молодёжи. Надо у них спросить, при каких условиях они останутся здесь в регионе. На мой взгляд, в общих словах молодежь объединяет желание 3-х «У»: успеха, уверенности и удовольствия».

Подводя итоги работы секции, модераторы отметили, что дискуссия получилась очень живой и острой. Вадим Дымов заявил, что к тем «У», которые были озвучены нужно добавить еще одно – умение договариваться.

«Я бываю во многих регионах, в них люди друг друга слышат, в них проще договариваться. Тем более, что цели у нас одни: мы хотим жить в стране, мы хотим гордиться своей страной, но для этого мы должны очень много сделать».

Валерий Федоров, в свою очередь, добавил, что Ульяновская область должна стать местом привлекательным для жителей и тех, кто будет сюда приезжать.

«Успеха человек может добиться только самостоятельно. А общество должно дать ему уверенность. Чтобы у человека было ощущение, что все хорошо. Этой уверенности сегодня не хватает и нужно всячески способствовать ее формированию».

Руководитель сектора изучения элит Института социологии РАН Ольга Ольга Крыштановская открывая работу секции «Новая элита: роль в модернизации страны и региона» отметила, что у Ульяновской области остались проблемы с тем, как позиционировать себя в новом мире не потеряв корни.

«Еще недавно Ульяновскую область называли островком социализма. Прошло время реалии изменились, однако, у региона остались нерешенные проблемы с тем, как позиционировать себя в новом мире не потеряв корни. Остается открытым вопрос о том, способны ли элиты региона органично влиться в существующие тренды, насколько они готовы к консолидации? »

Почему к управлению приходят худшие? С таким вопросом к участникам дискуссии обратился первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.

«Мы еще на первой секции начали сразу обсуждать тему лидеров и лидерства. Это действительно актуально: кадры решают все. Меня волнует вопрос, как политика. Почему цели, ставящиеся элитой, не всегда воспринимаются обществом. Почему к управлению приходят худшие? Почему гламур стал приоритетом ТВ и насаждается культура, которая не может иметь перспективы? Какие цели у элиты, и кто себя относит к элите?»

Специальный корреспондент «Комсомольская правда-Ульяновск» Ольга Коваленкова отметила, что в Ульяновской области в элиту сегодня активно привлекается молодежь.

«Однако, зачастую это провоцирует политический перекос. Молодежь полагает, что элита это принадлежность политике. А в рабочих профессиях, науке других отраслях? Элита может быть и среди трактористов. Молодежь должна понять, что и вне политики можно быть профессионалом и элитой»

Элита является носителем ценностей общества, считает заведующая кафедры Экономики и управления филиала Поволжской академии государственной службы Ирина Лаврентьева.

«Из того как она себя ведет, говорит, думает – рождаются ценности, воспринимаемые обществом. Особую роль играет формальная элита – госслужащие, политики. К ним должны быть особые требования.

На мой взгляд, есть три качества, которыми должны обладать представители элиты. Во-первых, это морально-этические качества. Чиновник сам должен соблюдать законы, которые контролирует. Наши гаишники сами нарушают ПДД. Какой пример обществу? Второе – умение брать на себя и нести ответственность. Третье – причастность к обществу, к которому элита формально относится. Если депутат выбирается по какому-либо району, а живет в другом районе, то понятно, что ему нужны только голоса, а интересами людей он не болеет».

Ректор УлГУ Борис Костишко отметил, что попадание в элиту – это естественное стремление каждого человека.

«Мы в Университете используем эту тягу, для того чтобы создать мотивацию к саморазвитию, к профессиональному росту. Университет – это то место, где элита воспитывается».

Элита в Ульяновске должна быть более инициативной, заявил председатель совета директоров «Дымовское колбасное производство», ресторатор, создатель сети книжных магазинов «Республика» Вадим Дымов.

«Нужно брать пример с Запада, где люди сами создают клубы, государство этому не помогает. Стоит начинать с себя, повышать требования к себе. Элитарность – это сложное чувство и сложные отношения. Элита – это не самооценка, а оценка той или иной группы обществом».

Ольга Крыштановская, подводя итоги дискуссии, отметила, что не нужно идеализировать «заморскую» элиту, у них есть свои проблемы и недостатки.

«Наша же основная беда – закрытость нашей элиты, ее кастовость.

У всех в выступлении подчеркивалась мысль о том, что государство должно взять на себя роль «воспитателя» элиты, ее исправления, но необходимо понимать, что здесь многое зависит от нас самих.

Мы все с вами хотим, что бы на государственные посты попадали честные и порядочные люди, но как мы сами на это можем повлиять, в чем наша роль? Уверена, что кухонными разговорами ситуацию не исправишь, важны усилия гражданского общества».

Заслуженный артист Российской Федерации Дмитрий Коган, открывая работу секции «Современная культура: модернизация общественного сознания» заявил, что Ульяновская область очень важный регион с большими культурными традициями.

«Тема культуры крайне важна для общества, без нее страна не сможет развиваться дальше. На секции мне бы хотелось, чтобы мы поговорили о проблемах Ульяновской области. Нам интересно услышать, что вы можете сделать, в чем нужна поддержка.

Пока то, что я видел в регионе, меня порадовало. Я проводил мастер – класс в ульяновском музыкальном училище и отметил, что там сделан ремонт, ребята учатся в комфортных условиях. У вас в области есть большой симфонический оркестр. Это многое говорит об отношении к культуре».

Говоря о культуре, важно понимать, что мы – взрослые несем молодежи, заявила депутат законодательного собрания Ульяновской области Екатерина Уба.

«Меня очень заботят состояние студентов, школьников – то какими ценностями они живут. В них должно быть понимание, восприятие культуры – от этого многое зависит в жизни. И мы – взрослые должны наблюдать, направлять, быть проводниками для молодых талантов и носителей культуры. Важно понять, с чем мы идём к молодежи, что мы несем с собой и передадим им».

Чтобы прививать культуру детям, нужно чтобы голова не была занята вопросом банального выживания, возразил актер Ульяновского драматического театра Денис Верягин.

«Почему работники дворцов творчества влачат нищенское существование? Они первыми закладывают азы культуры и воспитания в наших детей. Почему деятели культуры должны работать на трех работах, дабы обеспечить свою семью?

Старая истина – художник должен быть голодным уже неактуальна.Великие люди культуры умирают в нищете. Это вина государства, которое не обеспечило им достойную пенсию».

Руководитель студенческого общества юридического факультета УлГУ Михаил Варюшин, в своем выступлении, привлек внимание к проблемам культурных центров.

«Не секрет, что проводились работы по возрождению и передаче культурных ценностей, но есть факторы, которые дискриминируют наши культурные центры. Исторические памятники используют для проведения публичных мероприятий, корпоративов и праздников, забывая об их исторической и культурной ценности».

Тему сохранения памятников архитектуры подхватил историк, краевед Жорес Трофимов.

В Ульяновской земле находятся остатки дома Карамзиных. Надо на этом месте восстановить двухэтажный дом, все чертежи – все есть. Мне кажется, это был бы большой плюс нашему городу, если бы у нас появился первый в мире музей Карамзина, посвященный истории государства российского».

Подводя итоги дискуссии, Дмитрий Коган отметил, что в России действительно, надо формировать спрос на культуру.

«Никакими административными методами это не сделаешь. Надо идти к зрителю, ему надо предлагать разное, интересное, а не заставлять его слушать музыку, смотреть спектакли. Спасибо за разговор. Я думаю, что в Ульяновск очень перспективный город в этом направлении».

Депутат Госдумы Александр Хинштейн, открывая работу секции «Право против коррупции. Механизмы правового и гражданского контроля. Роль местного самоуправления» подчеркнул, что борьба с коррупцией зачастую превращается в кампанейщину.

«Мы много говорим о коррупции сегодня, борьба с ней – новый национальный проект, это и хорошо, и плохо. Хорошо – что не утаиваем, плохо – что все превращается в кампанейщину. Мы в Госдуме приняли много законов против коррупции, но все они носят рамочный характер, в них не прописаны санкции – к примеру, даже за то, если чиновники являются учредителями коммерческих организаций. В случае вскрытия таких фактов прокуратура не способна доказать свою правоту в суде. Большинство из нас устраивает сложившаяся ситуация: кто-то на этом зарабатывает, кто-то мирится, кто-то просто устал бороться. Это неправильно. То, что в Ульяновская область – первый регион где введена должность уполномоченного по борьбе с коррупцией – это позитивный шаг. У вас есть все возможности изменить ситуацию качественно. Надеюсь наша дискуссия, наш Форум поможет вам в этом».

Мы готовы использовать положительный опыт Ульяновской области в рамках реализации антикоррупционной политики, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков.

«Мы готовы использовать положительный опыт Ульяновской области в рамках реализации антикоррупционной политики, выстраивания системы мониторинга коррупционогенных факторов. Необходимо ставить перед собой новые задачи, активно использовать зарубежный опыт – к примеру, в той же Финляндии, где все граждане поголовно декларируют свое имущество и доходы».

Треть населения Ульяновской области призналось, что давало взятку чиновникам, привела данные соцопроса заведующая кафедры социологии и политологии Ульяновского государственного университета Нина Дергунова.

«Мы проводили специальный опрос среди населения региона и 30% населения Ульяновской области, принявшее участие в нашем соцопросе, призналось, что давало взятку чиновникам, 13% отметило, что взятка – это приемлемый и удобный способ решить свою проблему. Ценностная система населения в этом плане явно сдвигается в сторону неприятия такого фактора. При этом респонденты отмечают, что на первом месте среди коррупционных сфер: медицина, образование и ГИБДД».

Руководитель Совета молодых ученых юридического факультета УлГУ Денис Бутовичев подчеркнул, что дача взятки – это конечный этап коррупции, но это не ее суть.

«Проблема намного глубже, в некоторых правилах поведения общества, в практике принятия решений на государственном уровне. Корень коррупции – в избирательности правоприменения, в субъективном подходе чиновника к той или иной ситуации».

Юристконсульт группы компаний «Симбирский дом» Марат Хайруллин выступил с конкретным предложением.

«Хотелось бы предложить руководству области запустить программу по правовому просвещению жителей Ульяновской области. Пока люди не будут более-менее разбираться в своих правах, говорить о противодействии коррупции будет бесполезно».

Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Владимир Козин поддержал идею Хайруллина.

«Я хочу поддержать утверждение программы правового просвещения населения Ульяновской области, которая содержит набор различных акций и социальной рекламы, а также образовательных олимпиад, которые будут обеспечивать информирование и обучение населения в этом направлении. Уверен, что государство должно формировать потребность у населения к изучению такой информации».

Подводя итоги работы секции, Михаил Гришанков согласился с участниками дискуссии, что особенно опасна коррупция в правоохранительных органах.

«Именно поэтому мы приветствуем инициативы президента по реформированию органов внутренних дел. Мы, как депутаты, будем активно контролировать этот процесс. При той армии милиционеров, которые мы сейчас имеем, мы вправе рассчитывать на качественно иной уровень работы правоохранительных органов.

Вместе, с тем многое зависит от нас самих. Объединяйтесь, вы вместе сможете противостоять любому проявлению коррупции. Гражданское общество – это основа борьбы с коррупцией, без его участия все попытки останутся бесполезными. Если вы считаете, что закон неправильный – сделайте открытую общественную экспертизу, не бойтесь инициировать эти вопросы».

Не надо надеяться на власть, которая решит сама проблему коррупции, добавил Александр Хинштейн.

«Ждать, пока придет лучшее время не надо. Надо создавать общественные организации, способные дать отпор коррупции. Чем громче звучит критика коррупции, тем мы ближе к решению данной проблемы».