Александр ЛИТОШЕНКО

Правительственная программа компенсации за утилизацию старого авто при покупке нового отечественного стартует в России 8 марта, постановление об этом подписано. Полной ясности, как все это будет происходить, правда, до сих пор нет, но появились кое-какие подробности. На днях Минпромторг даже опубликовал перечень моделей, которые можно будет купить со скидкой. Но обо всем по порядку

ДЕНЕГ НА РУКИ НЕ ДАДУТ

Итак, если у вас есть старый автомобиль 1999 года выпуска или более раннего, то вы можете обменять его у государства на 50 тыс. рублей. Согласно постановлению, в утиль будут приниматься легковые автомобили (снаряженной массой до 3,5 тонны) старше 10 лет как отечественного, так и импортного производства. Причем сдаваемый автомобиль должен быть зарегистрирован на последнего владельца в течение минимум одного года. Просто обогатиться на продажах автохлама вряд ли получится: на руки вам эти 50 тысяч никто не даст. Эта сумма будет засчитана в качестве скидки при покупке нового отечественного автомобиля. Или иномарки, но только собранной в России. Причем схема такова, что суммировать скидки нельзя. То есть в обмен на десять проржавевших жестянок вам новую машину не дадут.

С помощью этого эксперимента власти хотят стимулировать продажи новых легковых автомобилей за счет утилизации старых машин. Для этого правительство выделило более 11 млрд. рублей. 10 млрд. из них пойдут на возмещение потерь автодилеров при продаже новых машин, еще 1 млрд. рублей – на возмещение их затрат на перевозку автохлама в пункты утилизации.При помощи нехитрых арифметических вычислений можно установить, что этой суммы хватит всего на 200 тыс. автомобилей. Однако в России стоит на учете 20 млн. легковых автомобилей старше 10 лет, то есть под действие утилизационной программы подпадает больше половины российского автопарка (всего 34,4 млн. машин). Не все их владельцы решатся избавиться от своей «старушки» – не каждый найдет деньги на доплату для новой машины, да и не всем по душе модели отечественного производства, предложенные на обмен.

А ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ МОДЕЛИ?

В перечень Минпромторга попали 66 моделей, выпускаемых на территории России. Среди них все модели АвтоВАЗа, «Группы ГАЗ», «ИжАвто», компании «Соллерс» (внедорожники «УАЗ», Ssang Yong и автомобили Fiat, собираемые в России) и модели ТагАЗа. Кроме того, скидки будут распространяться на модели других иностранных компаний, построивших заводы в России.

Список Минпромторга предварительный и, возможно, будет дополнен, поскольку уже разгорелась шумиха по поводу того, что в него не вошли некоторые популярные среди российских автолюбителей марки – BMW, Chevrolet, Kia, которые собираются на заводах «Автотор»в Калининграде или Derways в Черкасске, не все модели Skoda и Volkswagen.

СПЛОШНЫЕ ВОПРОСЫ

На бумаге все выглядит красиво. В реальности пока что вопросов больше, чем ясности.

Например, сейчас пунктов утилизации старых автомобилей не больше 15, а вообще программа будет действовать только в 19 регионах. Это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Башкортостан, Калининградская область, Калужская область, Краснодарский край, Красноярский край, Нижегородская область, Новосибирская область, Приморский край, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Татарстан, Челябинская область, Республика Удмуртия, Ульяновская область. Как быть жителям других регионов?

И еще. Где взять списки дилеров, которые реально будут участвовать в программе обмена? Где взять бланк свидетельства об утилизации, если нет возможности распечатать его из Интернета? Как долго будет длиться эта процедура (салоны дилеров есть не во всех городах, про села умолчим, и нужно будет на это время где-то остановиться)? Как быть, если машина «записана» на пожилого дедушку и сам он не может приехать его сдать? Ответов на эти вопросы до сих пор просто нет – подробный механизм программы пока отсутствует. Как только информации будет больше, «КП» расскажет об этом подробнее.

Семь шагов к мечте

Подходит? Решились? Для того чтобы оформить субсидию, нужно совершить всего семь несложных действий:

1 Приехать к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (или привезти за свой счет на эвакуаторе).

2 Распечатать с сайта Минпромторга России http://www.minprom.gov.ru утвержденный бланк свидетельства об утилизации.

3 Оформить в дилерском -центре доверенность на выполнение операций по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации.

4 Подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять названные операции от имени гражданина, при этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета.

5 Оплатить утилизацию старого авто. Расценки будут устанавливаться субъектами РФ, участвующими в эксперименте, и сумма не будет превышать 3 000 рублей за единицу автохлама.

6 Выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль, соответствующий утвержденным постановлением правительства параметрам.

7 При получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации завершить оформление покупки нового автомобиля.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТА

Алексей СЕРЕЖЕНКИН, заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России:

«С введением программы опоздали»

– Программа утилизации, бесспорно, нужна, она правильная. Недаром же в европейских странах она успешно действует. Другое дело, что там для этого существуют более совершенная база и нормативные акты. Но надо же нам с чего-то начинать. Это лучше, чем разбросанные по дворам, лесам и полям останки автомобилей. Несомненно, нам придется опробовать многие нюансы на своей шкуре, но я еще раз повторюсь, что это лучше, чем ничего. Только, конечно, начать программу нужно было на 9 месяцев раньше.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Директор салона «Lada» компании «Авторам» в Ульяновске Эдуард КУЗНЕЦОВ:

– Горожане уже активно интересуются, участвуем ли мы в новой программе. На днях в нашу компанию пришел пакет документов с ее подробным содержанием. Сейчас мы их изучаем, однако остается много неясных вопросов. Во-первых, список дилеров, которые могут принимать участие в программе, определяет завод-производитель, но свой выбор они еще не огласили. Во-вторых, в Ульяновске нет организации, которая занимается утилизацией автомобилей. Ее планировали открыть, но это оказалось проблематично: на каждый вид материала, из которого сделаны составляющие машин, нужно отдельное разрешение. Успеют ли его получить до 8 марта? В-третьих, не до конца ясна сама схема. В каком виде должен быть автомобиль, за который дадут компенсацию? Да и нет гарантии, что при снятии с учета отданной в салон машины она не окажется угнанной. Конечно, дорабатывать в программе есть что. Однако, по прогнозам наших специалистов, в результате должны вырасти продажи, а значит, на ульяновских автодорогах станет больше счастливых обладателей личных авто.