Скрипач с мировым именем Дмитрий Коган посетил Ульяновск в числе участников федерального форума «Стратегия 2020. Региональная проекция». По словам Дмитрия Павловича, он «убежал на час с мероприятия потому, что очень хотел прослушать студентов, изучающих скрипичное искусство».
Мастер-класс проходил в Музыкальном училище УлГУ, где собрались 160 начинающих скрипачей из ульяновских детских школ искусств и музучилищ. Счастливчиков, с которыми маэстро занимался на глазах аудитории, было трое — студенты Музыкального училища УлГУ Фарид Ишкиняев (2-й курс), Ирина Конюхова (4-й курс) и воспитанница Областной детской школы искусств Светлана Ригер.
Первым на сцену поднялся Фарид. Молодой человек сыграл мелодию французского композитора Сен-Санса. Мне, обычному слушателю, показалось, что он играл хорошо – уверенно владел нотным текстом, выступил с чувством. Но Дмитрий Коган нашел изъяны.
— Чересчур ритмично играешь, словно отбиваешь такты, больше свободы и импровизации. Знать нотную основу произведения замечательно, но совершенство при исполнении достигается свободой чувств музыканта. Ты играешь легкое французское произведение, пофантазируй и представь себя во Франции. Когда сможешь включить воображение, то мелодия будет более плавной и свободной.
Нужно отдать должное Фариду: знаменитый скрипач раз десять просил его исполнить разные отрывки произведения, второкурсник не растерялся, а старался следовать указаниям знаменитого наставника.
— Волновался? — задали мы вопрос студенту после выступления.
— Конечно, но это нормально. Просто нужно уметь побороть страх, если хочешь добиться цели. Замечания Дмитрия Павловича помогут в учебе, буду знать, на что нужно особенно уделить внимание.
После Фарида Ирина Конюхова продемонстрировала свои достижения, исполнив произведение Баха. Дмитрий Коган и тут высказал замечания.
— Слишком напрягаешь руку, которой держишь смычок, делаешь нечеткие переходы от одной части текста к другой. Расслабляй мышцы руки, и музыка зазвучит совершенно иначе.
Ирину сменила на сцене самая младшая из выступающих — Светлана Ригер. Девочка без запинки выдала заученную композицию. Маэстро попросил сыграть гамму – получилось не очень…
— Гамма – основа основ, поэтому ты должна в ней отлично ориентироваться. Не слышу, что ею уверенно владеешь, — подытожил наставник.
В конце мастер-класса Дмитрию Павловичу задали несколько вопросов представители СМИ.
— Ваши впечатления от увиденного и услышанного в музучилище?
— В целом у ребят чувствуется подготовка, которая может стать базой для дальнейшего совершенствования. Училище понравилось, отремонтировано, значит, руководство заботится об обстановке, в которой занимаются их подопечные. Я много езжу по России и часто вижу: музыкальные училища, к сожалению, — самые грязные и неухоженные заведения. О каком искусстве может идти речь, если занятия проходят в разрухе…
— Какова проблема молодых людей в России, выбравших профессию музыканта?
— Отсутствие перспективы. Самое интересное, что в Якутии с этим все в порядке. Там начальная, средняя и высшая системы образования объединены в единое целое подобно пансионату. Человек окончил одну ступень и знает, к чему ему стремиться дальше.
— На какой скрипке музицируете?
— Сейчас — на скрипке Джованни-Баттиста Гваданини 1764 года. До этого был инструмент Страдивари — не слушался, звуки на меня давили. Пришлось сменить.
— Вы устаете от музыки?
— Скорее, не от музыки, а от нагрузки: репетиции, концерты, переезды. Чтобы не зациклиться только на одном, стараюсь проявить себя в других областях — благотворительности, общественной деятельности, преподавании. Человек должен быть разносторонним.
Справка
Дмитрий Коган родился 27 октября 1978 года в Москве, в семье выдающихся музыкантов. Дедушка Леонид Коган – известный скрипач XX века, бабушка – скрипачка и педагог Елизавета Гипельс, отец – дирижер Павел Коган. С шести лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории, образование продолжил в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. В десять лет впервые выступил с симфоническим оркестром, в 15 – с оркестром в Большом зале Московской консерватории. В 1997 году состоялся дебют в Великобритании и США, с тех пор Дмитрий Коган – любимец европейской и американской публики. В 1998 году принят солистом в МГАФ. В его репертуаре — цикл из 24 каприсов Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. Постоянный участник престижных фестивалей в Австрии, Хорватии, Англии, Германии, Турции, Греции. В декабре 2002 года выступил организатором и художественным руководителем I Международного фестиваля имени Леонида Когана, автор идеи и художественный руководитель ежегодного фестиваля «Дни высокой музыки». В 2007 году основал международный «Коган фестиваль». В апреле 2009 дал концерт для полярников на Северном полюсе, выступил после трагедии в Беслане и землетрясения в Невельске. Входит в Совет по качеству образования при президиуме генерального совета партии «Единая Россия». Проводит мастер-классы в разных странах. В 2006 году присуждена международная премия в области музыки «Da Vinci».