Обнуление расходов может привести к обнулению здоровья

28 января на заседании облправительства губернатор поставил задачу «обнулить неэффективные расходы», и «в первую очередь в здравоохранении и образовании и ЖКХ». Всего требуется «обнулить около 1,2 млрд рублей».

Вероятно, высокоуважаемый министр экономики Олег Асмус знает, как выявлять неэффективные расходы, раз назывались на заседании конкретные размеры неэффективности в сотни миллионов рублей. Тогда, правда, непонятно, почему спрашивали министра здравоохранения Владимира Петрова о тот, как он намерен снижать эти расходы.

Не буду говорить о черной дыре ЖКХ и нашем нищем образовании, которое хотят вновь ограничить в расходах – это тема отдельного разговора. Но считаю необходимым высказать опасение о возможных последствиях «обнуления» и без того безденежной системы здравоохранения.

Признаюсь сразу, я не знаю, что министр экономики считает неэффективными расходами в здравоохранении. И у меня создалось впечатление, что никто не знает. В свое время, еще до сокращения «неэффективных расходов» и «пресловутой «оптимизации» от читателей я выслушал немало печальных историй о том, как умирали люди не столько от болезни, сколько из-за того, что в больнице не было места, не было денег на лекарства, а в бесплатных лекарствах им было отказано…

Самая последняя трагическая история произошла совсем недавно.

Перед самым Новым годом жительница нового города, поскользнувшись, сломала руку. В БСМП ей неправильно наложили гипс, из-за чего у нее нарушилось кровообращение руки. Руку пришлось ампутировать, но пошли осложнения. И когда Ульяновская область готовилась к празднованию «старого нового года», молодая женщина умерла. Умерла всего лишь из-за того, что были праздники, и некому было проследить за состоянием пациентки. Сами врачи БСМП говорят, что косвенная причина трагедии в той самой оптимизации, в «сокращении неэффективных расходов», итогом которых стало то, что некому было работать в праздники. Ради оптимизации было сокращено количество дежурных бригад травматологов. «В итоге вместо трех бригад осталось две, и в определенные дни становится вообще некому дежурить», – говорят врачи.

Как ты нам с обнулением не наломать дров. И я боюсь, что новая волна оптимизации может привести к новым жертвам. Конечно, все спишут на самих врачей, или, что еще чаще бывает, на больных, «которые слишком поздно обратились и запустили болезнь». Только знают ли те, кто пишет предписания и ходит к врачу без очереди, что люди запускают свои болезни из-за того, что нет у них денег на лечение, анализы и процедуры, ставшие сплошь платными, нет времени на стояние в гигантских очередях, поскольку, как сказал Жванецкий, «нас много, а врачей – мало. Может, нас должно меньше быть?».

«Сегодня оптимизация напоминает слепое шараханье из стороны в сторону, наобум, никаких четких критериев оптимизации нет, – считает депутат заксобрания, член комитета по социальной политике Алексей Куринный. – Мы который год пытаемся добиться, чтбы сначала были разработаны критерии, и только потом проводилась оптимизация. Например, если закрываете что-то, то надо обеспечить 15-минутную доступность «скорой помощи», часовую доступность первичной медицинской помощи, доступность необходимой госпитализации не далее 40-50 километров от дома. И при этом не ухудшить показатели заболеваемости, рождаемости, смертности. Если это невозможно, значит, и делать такой «оптимизации» нельзя. Она может быть направлена только на повышение качества и доступности медицинской помощи, или образования. А когда, закрывая школу, везут детей в другую, в которой качество образования значительно ниже, в этом ничего хорошего нет».

Все время думаю, там ли мы сокращаем, так ли? Может, сначала разработать модель оптимизации и опробовать ее на лечебном учреждении, в котором лечатся министры?

Или, может, стоит оптимизировать иные бюджетные расходы. Например, на содержание госаппарата. Насколько помню, именно к снижению этих расходов призывал президент Дмитрий Медведев.

Сравним. Согласно официальным данным, в облбюджет в 2008 году на общегосударственные расходы (сюда входят облправительство, ЗСО и иные структуры – к сожалению, подробной расшифровки в облбюджете нет, хотя странно, что депутаты ее не запрашивают) было заложено 1,264 млрд рублей. В кризисном 2009-м – 1,233 млрд – ненамного меньше, хотя ожидалось 20% сокращение. В 2010 году на них предполагается истратить 1,049 млрд. Сократили только на 185 млн рублей. В то же время расходы на здравоохранение снизили более чем на 400 млн рублей. Это – нормально? Может, все-таки, не там копаем?

Я просто не хочу, чтобы умирали люди из-за того, что на них нет ни средств, ни лекарств, ни врачей, в то время как растут расходы бюджета на аппараты различных уполномоченных, которые ничем помочь больным ульяновцам не могут. Потому что они, находясь в статусе чиновников, все равно не могут пойти против системы, даже если этого захотят.

Может, зря был обрушен гнев на министра здравоохранения Владимира Петрова, когда он не смог сразу ответить, как будет проводить «обнуление»? Может, он и вправду не знает, где эти неэффективные расходы, на фоне нехватки врачей и лекарств?

Когда на приборе нажимаешь кнопку «обнуление», надо понимать, что даже если ошибся, потом потерянное уже не восстановить.