Сегодня обсудили важнейшую для Ульяновской области и непосредственно для города Ульяновска проблему оползней.
Исторически сложилось, что угроза оползней является для нашего края не только постоянной, но и крайне острой. Оползневые процессы имели место еще задолго до основания Симбирска. Волга всё время подмывает правый берег, следствием чего становятся подвижки береговой линии.
С появлением города оползневые процессы ускорились. Увеличились их масштабы. В начале 20 века мощный оползень уничтожил аркаду строящегося Волжского моста, хотя ее опоры углублялись в грунт на 30 метров.
Строительство в 1955 году плотины Жигулёвской ГЭС и создание Куйбышевского водохранилища изменили режим стока Волги, перестроили процессы на дне и в береговой полосе, активизировали размыв берегов и оползни, а, следовательно, сделали проблему их предотвращения еще более актуальной.
С последствиями этого природного явления непосредственно приходилось сталкиваться многим жителям региона. Ежегодно в Ульяновской области происходит обрушение берегов Волги на площади около 100 гектаров. Смыв земель за период существования водохранилища 1957-2007 гг. составляет более 4 тыс.га. По оценкам ряда экспертов, где-то около 1900 гектаров земли подвержены оползням волжских склонов только в черте Ульяновска.
Еще один аспект. Как и другие природные явления, оползни имеют свою цикличность. Как правило, они происходят раз в 10-12 лет и 50-55 лет. Последние значительные подвижки грунта были зарегистрированы в 1955, 1979 и 1991 году. Исходя из этого, можно предположить, что в ближайшие годы волжский склон вновь «оживёт». Наша задача – своевременно принять все необходимые решения и действия для того, чтобы не допустить любого негативного развития событий.
На совещании мы сформулировали первоочередные меры и определили наши действия на долгосрочный период.
Необходимы исследовательские и проектные работы. Масштабы задач, которые стоят перед нами, требуют привлечения значительных финансовых ресурсов. Затраты по полному берегоукреплению и противооползневым мероприятиям в пределах прибрежных населенных пунктов составляют порядка 7 млрд рублей. Областной бюджет не может выделить таких средств. Выход один – более активно озвучивать эту тему на федеральном уровне. Тем более, когда речь идет о реке федерального значения, о водохранилище и плотине, которые работают на интересы нескольких регионов. Львиную долю финансирования должен покрывать федеральный бюджет.
Нужно не только грамотно составить обоснование и подготовить заявки в соответствующие федеральные программы, но и в хорошем смысле пролоббировать, защитить интересы региона в федеральных ведомствах. Сегодня эта работа ведется явно недостаточно.
В настоящее время за счёт средств областного бюджета разработана проектная документация на 5 объектов на общую сумму 1,5 млрд рублей.