Выставка «Зодчие эпохи модерна в Симбирске» в Государственном архиве Ульяновской области приурочена к юбилейным датам жизни Августа Шоде, Федора Ливчака и Феофана Вольсова.
На стыке прошедшего года и года наступившего первому из названных архитекторов исполнилось 135 лет со дня рождения, второму – 90 лет со дня смерти, третьему – 130 лет со дня рождения.
Несколько слов о самом стиле и о творениях Шоде, Ливчака и Вольсова, что по сей день не только украшают наш город, но и служат его «визитной карточкой».
Модерн – последний большой европейский стиль. Часто его называют мимолетным. Отпущено ему было всего каких-то три десятка лет, начиная с 80-х годов ХIХ-го и заканчивая десятыми годами века ХХ-го. Зато какой яркий след оставил он в архитектуре и в искусстве!
Обращаясь более к чувству, нежели к разуму, творцы, работавшие в этом принципиально эстетизированном чувственном стиле, предпочитали формы, напоминающие сказочные замки, дворцы или терема – с башенками, беседками, вазонами, богатой лепниной. В декоре главенствовали текучие плавные ассиметричные линии, образующие любимые модернистами ирисы, орхидеи, гиацинты, гвоздики.
Дома, построенные по проектам трех «китов» архитектурного симбирского модерна, до сих пор вызывают восхищение приезжих столичных специалистов. Перечислим некоторые из них: Дом-памятник Гончарову на Венце, кирха, нынешнее здание кукольного театра (это – Шоде); дом-ателье Ливчака, его же «Теремок», Крестьянский поземельный банк, где располагается главный корпус УлГУ, Воскресенская церковь; Вольсову мы обязаны зданиями электростанции, школы для одаренных детей, пожарного депо.
Нам должно быть приятно, что на развороте, посвященном архитектурному модерну провинциальных русских городов в Российской большой детской энциклопедии, вышедшей уже в новом веке, из 17 представленных строений пять – симбирские. Это, несомненно, говорит о признании наследия наших архитекторов в масштабах страны.
Выставка в архиве, автором которой является ведущий специалист Антон Шабалкин, дает возможность увидеть на бумаге то, что потом было воплощено в камне и бетоне, а также в дереве, но, увы, симбирский деревянный модерн сейчас почти весь утрачен. Любопытно видеть, как проекты дополнялись, детализировались, видоизменялись. Что-то в них так и осталось нереализованным. Дом-памятник Гончарову, например, который строился во время первой мировой войны, остался без скульптур, которые должны были украшать его фасад. Не хватило средств, а потом началась революция…
Есть в экспозиции и загадки. Поскольку не все архитекторы подписывали свои проекты, в архиве оказалсь эскизы, авторство которых установить не удается. Вот, в частности, рисунок очаровательного здания каменной двухэтажной школы кройки и шитья, которое так и не было построено. Чьей фантазией был создан этот сказочный дом, доподлинно неизвестно.
Невероятно, но все три архитектора, с любовью формировавшие облик Симбирска конца ХIХ – начала ХХ веков, симбирянами по происхождению не были. Шодэ родился в Одессе, Ливчак – в Вильно, Вольсов – на Урале. И это не единственное, что их роднит. Тесно переплетенными оказались судьбы зодчих.
Федор Ливчак, поражающий своим талантом, сочетающим творческую и предпринимательскую жилки (автор сотен проектов, изобретатель пустотелых бетонных блоков, открывший в губернии три завода по их производству) еще со студенческих времен дружил с Феофаном Вольсовым. Оба закончили один из лучших в Европе институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, оба были женаты на сестрах. Когда Ливчак оставлял пост городского архитектора Симбирска, чтобы заняться внедрением своей системы строительства, то он пригласил на это место своего лучшего друга и родственника Вольсова.
После революции их пути разошлись. Ливчак ее категорически не принял. С белочехами ушел из Симбирска в Омск. Туда же бежал от большевиков и его близкий коллега Август Шоде. Оба строили в этом городе барак, оба там умерли… Ливчак – от сыпного тифа, Шоде – вероятно, от того же.
А Вольсов остался в Симбирске. Служил новой власти. Успел сделать много полезного. Ему мы, в частности, обязаны тем, что сохранилась великолепная кованая решетка дома Шатрова (ныне – Дворец бракосочетания), что не был снесен уникальный памятник Карамзину. А в 20-е годы прошлого века он спас город от оползней.
О широте профессиональных взглядов Вольсова свидетельствует его докладная записка о проекте планировки Ульяновска, составленная с ощутимой бережной любовью к городу. Еще в 1930 году этот архитектор предлагал индустриально развивать левобережную и засвияжскую части. Правобережью он отводил роль научного центра, превращенного в город-сад. В чем-то его идеи воплотились в жизнь. Не потеряв актуальности, они могут сослужить добрую службу современным поколениям руководителей региона.
Ирина Морозова