3 февраля в Барыше состоялось рабочее совещание, посвященное предстоящему сокращению рейсов электропоезда «Инза – Сызрань – Инза» и возникшими в связи с этим ограничениями по перемещению населения до районных центров Кузоватово, Барыш, Инза, Базарный Сызган, а также до города Сызрань. В совещании приняли участие депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу Балакишиева и Сергей Батырев, министр промышленности и транспорта Ульяновской области Вильдан Зиннуров, директор департамента и дорожного хозяйства министерства промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин, представители администраций ряда районов области, ОАО «Российские железные дороги» и автотранспортных предприятий.

По словам представителей ОАО «РЖД», в настоящее время со всеми субъектами РФ должны быть заключены контракты, в которых будут четко регламентированы объемы перевозок и средств, которые регионы перечисляют за их осуществление. В случае если регионы не идут на сотрудничество, компания будет вынуждена принимать непопулярные с социальной точки зрения меры по сокращению объемов перевозок пассажиров до того уровня, который фактически оплачивает регион. При этом регионы сами вправе определять тарифы на пригородные перевозки. Однако разницу между установленной ценой поездки и ее реальной стоимостью власти обязаны железнодорожникам компенсировать.

Представитель Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области сообщил, что в рамках Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве на 2008-2010 годы между ОАО «Российские железные дороги» и Ульяновской областью был утвержден план поэтапного перехода к полному возмещению разницы между экономически обоснованным и установленным тарифом в пригородном железнодорожном сообщении Ульяновской области. Согласно Программе, на возмещение выпадающих доходов, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в 2010 году должно быть предусмотрено покрытие выпадающих доходов в объёме 50 % от фактических убытков. Ожидаемые убытки в 2010 году просматриваются в размере 180 млн. рублей, то есть финансирование из областного бюджета должно составить 90,232 млн. рублей. В связи с тем, что бюджетом Ульяновской области на 2010 год на компенсацию выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок предусмотрено 16,062 млн. рублей, объем движения пригородных поездов по территории Ульяновской области по сравнению с 2009 годом был сокращен более чем в три раза. Сокращение проводилось с учётом оптимизации маршрутной сети и сохранения в летний период наиболее востребованных пригородных поездов. Исходя из этого, в 2010 году останется по одному поезду на направлениях «Ульяновск – Нурлат», «Ульяновск – Сызрань», «Инза – Сызрань» и «Сызрань – Кузнецк», а также три поезда «Ульяновск – Инза». Еще три поезда будут добавлены в летнее время.

Данные меры вызвали непонимание и недовольство населения – многие люди предпочитают пользоваться именно железнодорожным транспортом, как более дешевым. Чтобы компенсировать сокращение количества поездов, региональное Правительство увеличило число автобусов, обслуживающих населенные пункты, которые расположены рядом с железнодорожными путями в Барышском, Кузоватовском, Инзенском и Базарно-Сызганском районах. В ходе совещания представителей ОАО «РЖД» попросили ввести еще хотя бы один рейс по маршруту «Сызрань – Инза». В итоге было принято следующее решение: четыре электропоезда будут следовать по указанному маршруту через день, и один поезд будет ходить ежедневно. Это решение устроило все стороны.

По мнению депутата ЗСО Алсу Балакишиевой, обращения граждан по данной проблеме в любом случае нельзя оставлять без внимания, им надо разъяснять суть преобразований в системе транспортного сообщения. Нормальная работа всех транспортных схем в Ульяновской области должна находиться на контроле регионального министерства транспорта. Дефицитность областного бюджета не позволяет сегодня дотировать пассажирские железнодорожные перевозки в регионе в объемах, которые были в прошлые годы. В то же время, по мнению Алсу Балакишиевой, любые изменения расписания движения транспорта должна производиться с учетом потребностей пассажиров