В Институте медицины, экологии и физической культуры студенты постигают курс, посвященный нанотехнологиям.
Идея преподавать будущим эскулапам основы самого актуального научного направления возникла у руководства института и факультета последипломного, дополнительного и высшего сестринского образования. Элективный курс «Нанотехнологии в медицине» «прикреплен» именно к этому факультету, но его слушателями являются студенты шестого курса медицинского факультета. Цикл предмета рассчитан на один семестр и читается для «продвинутых» студентов. Право прослушать «бонус» к учебной программе получают те, чей средний балл в рейтинге не ниже 4, а также успешно прошедшие собеседование. Оно выявляет интерес потенциальных медиков к новым технологиям и исследованиям.
— Почему врач должен знать о нанотехнологиях? — рассуждает один из разработчиков курса, кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии и биоэкологии Екатерина Дрождина. — Нанотехнологии объявлены приоритетной темой в масштабах страны, они активно внедряются едва ли не во все стороны жизни, и одно из направлений применения – медицина. А если такая новация существует, выпускники классического университета должны иметь о ней представление. Как показывает мой опыт, в большинстве своем студенты лишь слышали термин «нанотехнологии», но понятия не имеют, что это такое и, уж тем более, каким образом применяются. Меж тем есть идея выделить «наномедицину» как самостоятельное научное направление. Я считаю, это несколько преждевременно, а вот вести речь об эффективном использовании такого типа технологий в здравоохранении мы можем. И это как раз задача нашего курса.
По словам Екатерины Петровны, формировать информационную базу для введения нового предмета было чрезвычайно сложно. Эту работу она вела в тандеме с деканом факультета последипломного, дополнительного и высшего сестринского образования Андреем Песковым. Нанотехнологии – направление новое, количество литературы по теме крайне ограниченно. Нет и четкого разграничения – что относить к данному виду операций, а что нет, и обойтись без обобщений трудно. Например, биочипы в медицине применялись давно, когда о нынешнем приоритетном направлении еще никто не слышал. В настоящее время биочипы относят именно к нанотехнологиям. Приходили на помощь Интернет, англоязычные издания, курсы повышения квалификации и собственный опыт – Екатерина Петровна участвовала в создании учебника «Введение в нанотехнологии» для школьников. Ульяновский государственный университет выиграл конкурс на разработку данного учебного курса в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования 2006 – 2010». Конкурентами УлГУ, оспаривающими право создания пособия, выступали Московский государственный университет, Новосибирский государственный университет и благотворительный фонд «Успехи физики». Ульяновский вуз предложил наилучшие условия для разработки и внедрения нового школьного курса.
Конечно, курс «Нанотехнологии в медицине» в большей степени теоретический. О какой практике можно говорить, когда для российского здравоохранения «нано» – пока диковинка. И, тем не менее, Екатерина Петровна рассказывает слушателям о новациях ученых Ульяновского госуниверситета. Профессор Татьяна Генинг разрабатывает технологию направленной доставки лекарств на основе аутологичных клеток крови. Необходимые препараты попадают к тому или иному органу «вмонтированными» в эритроциты.
Первым успехом Екатерины Петровны и ее подопечных стало участие во Всероссийской интернет-олимпиаде по нанотехнологиям. В виртуальном состязании приняли участие около трех тысяч студентов. Шестикурсница медфака УлГУ Юлия Рогова оказалась тринадцатой – неплохой результат для первого раза. Правда, олимпийские задания решали всей группой во главе с преподавателем.
В Институте медицины, экологии и физической культуры идет работа над созданием учебного пособия на основе курса «Нанотехнологии в медицине». А еще планируется расширить слушательскую аудиторию – интерес к приоритетному