Председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы России, член общественного Совета Ульяновского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Валентин Петрович Денисов провёл рабочую встречу с активом Карсунского района. Мы попросили его ответить на несколько вопросов.
– Вас можно поздравить с убедительной победой. В конце минувшего года, как известно, наконец-то принят поистине многострадальный Закон «О государственном регулировании торговой деятельности».
– Это один из главных законов, который должен стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке. Вокруг него была развёрнута ожесточённая дискуссия. Расклад получился такой: Минсельхоз России, Федеральная антимонопольная служба и депутаты Госдумы – с одной стороны, Минпродторг и торговые сети – с другой. В июне 2009 года, когда мы написали свой проект, очень жёсткий по отношению к торговым сетям, они выступили против, полагая, что закон никогда не будет принят. Парадоксально звучит, но торговая отрасль, пожалуй, единственная, кто столь жёстко выступает против государственного регулирования своей деятельности. Её представители считают, что отрасль должна развиваться в условиях свободной торговли. А это означает, что основная прибыль от реализации продукции будет оседать в чьих-то карманах, причём, исключительно, внутри торговых сетей. Если ещё и учесть, что многие из них развиваются не на отечественном, а на иностранном капитале, мы просто теряем управление важнейшим сектором экономики. Приведу пример. За 2009 год в Рязанской области при сохраняющейся себестоимости молочной продукции цены на неё выросли на 40%. Это за счёт возможных накруток, бонусов и премиальных себе любимым. Знаю, что и в Ульяновской области динамика примерно такая же.
– Валентин Петрович, знаю, что вы далеко не в восторге от Закона…
– Скажу так: он нас не совсем устраивает, мы прописывали более жёсткие условия. Но в сложившейся ситуации лучше худой мир, чем добрая ссора. Будем добиваться внесения в него изменений и дополнений.
Вместе с тем, принятие Закона – это несомненный плюс. Он запрещает взимать с поставщиков продукции какие-либо бонусы. Торговые сети не могут теперь в одностороннем порядке диктовать свои условия по скоропортящейся продукции. Взять, хотя бы, хлеб. Он имеет 10-суточный, а в некоторых случаях и трёхдневный срок хранения. До принятия Закона было так: торговые сети его ввезли, реализовать не сумели и тут же звонят поставщикам, мол, забирайте свой хлеб обратно. Такая же ситуация по овощной, молочной и другим группам продовольствия. Теперь торговые сети в равной степени с поставщиками несут ответственность за продвижение товаров потребителям.
Ещё одно новшество. Раньше торговые сети могли до года не производить расчёты с поставщиками за полученную продукцию. Даже суды не могли взыскать с них эти суммы. По сути, сельхозпроизводители и переработчики беспроцентно кредитовали торговые сети. Теперь сроки расчёта сведены до минимума.
В Закон введена антимонопольная норма, которая ограничивает в пределах одного территориального раздела, например, Карсунского района, деятельность каждой торговой сети 25% объёма по каждому виду продукции. Превысил эту цифру – уходи в другой регион. Такая норма устраняет монопольный диктат торговых сетей, у которых, несомненно, появятся конкуренты. Нельзя до бесконечности кормить этих «жирных котов», давая им возможность получать сверхприбыли и распоряжаться ими по своему усмотрению. Говоря иначе, мы доказали торговым сетям важность и необходимость этого Закона.
Сергей Васильев