ГОСЭКОКОНТРОЛЬ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ: вчера, сегодня, завтра

Интервью с председателем Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Зоновым Константином Андреевичем.

– Константин Андреевич, раз в год принято подводить итоги своей деятельности. Чем для возглавляемого Вами ведомства прошедший 2009 год отличался от предыдущих?

– В первую очередь, объёмом выполненной нами работы. В 2009 году нашими инспекторами было проведено 465 проверок. Это почти в два раза больше, чем в 2008 году. В результате проверок было выявлено более 600 нарушений. Такой рывок в показателях нам позволила сделать кардинальная перестройка структуры нашего Комитета. Раньше наши инспектора размещались только в городе Ульяновске. Выехать на проверку в район – целая история. В прошлом году по поручению губернатора С.И. Морозова в Комитете были создан институт межрайонных инспекторов по охране природы Ульяновской области. За счёт внутренних резервов, без увеличения штатов мы разместили инспекторов непосредственно в муниципальных образованиях. По одному инспектору на 3-5 районов.

– Не густо. Ну а какие ещё результаты от этого нововведения кроме увеличения числа проверок?

– Да, не густо. Конечно, хотелось бы иметь инспекторов в каждом районе. Но в сложившейся экономической ситуации и в условиях сокращения расходов на чиновничий аппарат, увеличение штата инспекторов маловероятно. Хотя они вполне могли бы, скажем так, «окупать» себя.

– Каким образом? От штрафов?

– Не только. Это, кстати, и есть ещё один положительный результат от нововведения. Несмотря на кризис, спад производства и, в результате этого, снижение негативного воздействия на окружающую среду крупных промышленных предприятий, нам удалось сохранить общий уровень сбора платежей за негативное воздействие на окружающую среду. И не только сохранить, но и увеличить. По 8 муниципальным образованиям рост составил от 50 до 100%. По городу Димитровграду, несмотря на то, что спад производства коснулся и этого промышленного города, рост сбора экологических платежей составил 63%. И всё это за счёт выявления «кустовыми» инспекторами неплательщиков. От деятельности инспекторов в бюджеты муниципальных районов, где они располагаются, поступило на 5 млн. рублей больше, чем в прошлом году. И настолько же больше поступило в областной бюджет. Вот о какой «окупаемости» я веду речь.

– Основным видом деятельности Комитета является экологический контроль, однако в ушедшем году вступил в силу 294-й закон «О защите прав юридических лиц…», ограничивающий возможности Комитета по проведению проверок.

– Уточню – по проведению внеплановых выездных проверок. К сожалению, вступление в силу 294-го закона многие нерадивые руководители восприняли как своеобразную «индульгенцию» от власти. Мол, теперь можно творить что хочешь, всё равно проверить не смогут. Хочу сразу расстроить таких горе – начальников. Они очень сильно ошибаются. И очень многие из них уже в прошлом году серьезно поплатились за свои ошибки.

– Ну а что же всё-таки изменилось в работе инспекторов Госэкоконтроля с вступлением в силу 294-го закона?

– Мы практически полностью отказались от внеплановых выездных проверок. Для них необходимы очень серьёзные основания и разрешение прокуратуры. Вместо них мы переключились на документарные проверки, их количество законом не ограничено. Экологическое законодательство во многом основывается на наличии разрешений и различной другой природоохранной документации. Её-то мы и запрашиваем у организаций в рамках документарных проверок. А за отсутствие или несоответствие – наказываем. Кроме того, мы очень тесно взаимодействуем с прокуратурой, на которую 294-ый закон не распространяется. Если мы точно знаем, что какая-то организация нарушает природоохранное законодательство, просто приглашаем туда с собой прокурорских работников. Так что нарушитель от возмездия не уйдёт.

– Можете припомнить какие-то особо показательные примеры?

– В качестве примера могу привести совместную с Чердаклинской прокуратурой проверку в отношении одной полиграфической фирмы из этого района. Сейчас они уже всё исправили, поэтому называть их не буду, чтобы не дискредитировать. Организацией были нарушены все мыслимые нормы природоохранного законодательства, отсутствовали практически все разрешительные документы, отходы хранились как попало, плата за негативное воздействие не вносилась. В результате было возбуждено 8 административных дел, наложено административных взысканий на общую сумму 230 тыс. руб. Кроме того, по решению Арбитражного суда Ульяновской области деятельность организации была приостановлена на 60 суток для устранения всех выявленных нарушений. Вот такой жёсткий урок. К сожалению, такие случаи не единичны.

– Да, серьёзное наказание. И не жалко Вам предпринимателей? Может они не знали о требованиях экологического законодательства?

– Меня удивляет, почему они сами не хотят себя пожалеть? Ведь соблюдение всех природоохранных норм будет стоить для предприятия на несколько порядков «дешевле» штрафов. Как всегда надеются на «русский авось», – авось не придут, авось не найдут. Что касается «незнания», то в законодательстве прописана обязанность руководителя пройти обучение нормам экологической безопасности. Кроме того, только за 2009 год Госэкоконтролем было размещено в областных и районных газетах более 80 публикаций с разъяснением для организаций требований экологического законодательства. В каждом муниципальном образовании области мы совместно с Ростехнадзором провели бесплатные обучающие семинары для всех желающих. Так что о «незнании» здесь говорить не приходится, чистое разгильдяйство.

– У Вас есть возможность ещё раз напомнить «типичные нарушения» тем, кто забывает, какие обязанности по охране окружающей среды возложены законом на предпринимателей.

– Вот так навскидку рассказать обо всех возможных нарушениях не просто. Очень много тонкостей и нюансов. Во-первых, как я уже говорил, предпринимателям необходимо знать азы природоохранного законодательства. Во-вторых, в обязательном порядке иметь необходимые проекты и разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты на размещение отходов. В-третьих, вовремя делать расчёты платы и вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Проще будет работать, если алгоритм действий будет прописан в программе производственного экологического контроля, которые согласует наш Комитет. Вот, наверное, самые типичные нарушения. В любом случае предпринимателям не нужно бояться обращаться к нам за консультациями. У нас в Комитете действует постоянная «горячая линия», телефон 44-02-99, по которому можно проконсультироваться по любому вопросу природоохранного законодательства. В том числе и анонимно.

– Ваш Комитет контролирует ещё и поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

– Конечно. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации 40% платежей поступает в региональный бюджет, 40 % в местный и 20% в федеральный. Все эти средства идут, в том числе и на реализацию природоохранных мероприятий. В ушедшем году нами проведено много разъяснительных, контрольных и упредительных мероприятий в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, уклоняющихся от обязанности по внесению платы. В 2009 году отмечалось значительное снижение поступлений от крупных промышленных предприятий, связанное с кризисным состоянием экономики. Только от 10 основных плательщиков в 2009 году уровень платы за «негативку» сократился на 12 млн. рублей. По нашим оценкам общие потери экологических платежей от кризиса составили около 20 млн. рублей. Но за счёт выявления неплательщиков, в основном предприятий малого и среднего бизнеса, ситуацию не только удалось выправить, но и улучшить прошлогодний показатель сбора платы почти на 2 млн. рублей.

– Коллектив Госэкоконтроля, насколько я знаю, отличается не только профессионализмом, но и открытостью, является очень отзывчивым и мобильным. В каких общественных мероприятиях Комитет принимал участие в прошедшем году?

– Мы принимали участие во всех акциях, инициируемых Губернатором и проводимых областной администрацией. Активно участвовали в спартакиаде госслужащих Ульяновской области, заняли почётное 8 место в середине турнирной таблицы. Каждый год мы поздравляем подшефных ветеранов, детям из малообеспеченных семей накануне 1 сентября вручаем необходимые для учёбы принадлежности. Организовываем и свои мероприятия. Детям из детского дома «Гнёздышко» на юбилей учреждения нами была оказана серьёзная благотворительная помощь. Всё лето организовывали и участвовали в субботниках. Только с августа по сентябрь 2009 года мы провели 5 экологических десантов по очистке парка Винновская роща. Совместными усилиями, с нашими коллегами из Минприроды области и ФГУ «ЦЛАТИ», при участии администрации Железнодорожного района была очищена значительная территория парка. Раз зашла речь о взаимодействии, хочу сказать несколько тёплых слов в адрес наших друзей и коллег, без тесного контакта с которыми решать поставленные перед нами задачи было бы гораздо сложнее. Сотрудники Минприроды, Ростехнадзора, Росприроднадзора, ЦЛАТИ, органов прокуратуры и УВД, муниципальные экологи являются нашими надёжными партнёрами в работе. Большое им за это спасибо! Кстати, мы не затронули здесь ещё один вид деятельности Комитета.

– Сферу лицензирования обращения лома металлов?

– Да. К сожалению, кризис негативно повлиял и на деятельность предприятий в сфере обращения лома металлов. В минувшем году исключено из реестра 66 объектов. На территории Ульяновской области по состоянию на начало 2010 года зарегистрировано 95 лицензиатов, осуществляющих деятельность по обороту лома чёрных и цветных металлов, из них только 18 организаций лом перерабатывают. Эту сферу мы также держим на постоянном контроле и постепенно наводим в ней порядок. За прошедший год было проведено 44 проверки пунктов приёма лома чёрных и цветных металлов, составлено 15 протоколов об административных правонарушениях.

– А как отразился кризис непосредственно на вашем Комитете?

– Пришлось очень серьёзно ужаться. Комитетом в 2009 году было сэкономлено более 1,5 миллионов рублей бюджетного финансирования. Пришлось отказаться от покупки необходимой оргтехники и мебели, сократить расходы на связь и канцтовары. Несмотря на напряжённую работу и хорошие результаты, не было произведено никаких поощрительных и премиальных выплат. Также пришлось воздержаться от обустройства, согласно требованиям, собственного архива; от обучения сотрудников по программе повышения квалификации; от участия в семинарах и конференциях. Но, несмотря на жёсткую экономию бюджетных средств, я считаю, что свои задачи мы выполнили на все 200%.

– Последний вопрос, по традиции, о планах.

– Основной акцент деятельности Комитета – это, конечно, проведение контрольных мероприятий, предупреждение нарушений законодательства в природоохранной сфере. Конкретные мероприятия – уже тактика. Конечно, мы планируем совершенствование работы с обращениями граждан, повышение квалификации инспекторского состава за счёт внутренней учёбы, работу с неплательщиками и должниками платы, совершенствование информационной деятельности Комитета, взаимодействие с другими органами власти и многое другое. Снова будут экологические акции и рейды, в том числе, совместно с правоохранительными органами, будем организовывать и участвовать в благотворительных мероприятиях. В общем, будем продолжать много работать, только лучше чем вчера. Напоследок, хочу заверить, что злостным нарушителям природоохранного законодательства в этом году легче не будет. Статистика – «дама» упрямая, наш Комитет серьёзно набирает обороты.