Журналисты – народ дотошный, настойчивый, изобретательный. Иногда диву даешься, как можно было добыть такие сведения, такую информацию, доступ к которой охраняется законом. Умело используя средства выразительности в изложении материала, они смело дают свои комментарии в вопросах, касающихся сложных правовых тем, в том числе связанных с уголовными делами. Совершенно очевидно, что эти статьи заказные. Ни для кого не секрет, что такие публикации намеренно используются стороной обвинения для воздействия на суд. Бывает и наоборот, когда освещение дела в СМИ обращает внимание общественности на произвол со стороны правоохранительных органов. В любом случае, перефразируя изречение классика, можно с уверенностью сказать: «Жить в информационном обществе и быть свободным от СМИ нельзя». Но так же уверенно можно сказать, что обращение в СМИ за помощью по конкретному делу должно быть грамотным и этически безупречным.

В «Молодежной газете» от 15.01.2010 в статье «Смертельный полет бабочки» читаем о судьбе Ани Банько, которая в надежде на лучшую жизнь, приехала из Тюменской области в город Ульяновск. В нашем городе у нее были знакомые, готовые помочь в обустройстве дальнейшей жизни. Да и сама Аня была полна энтузиазма, ей было 20 лет, вся жизнь впереди, к тому же сибирский характер – все это давало возможность с уверенностью смотреть вперед. Психологи утверждают, что к 20 годам человек уже с достроенной окрепшей душой и сам способен и должен выбирать кем ему быть, с кем ему быть и как ему жить.

Мы не знаем как жила Аня 20 лет, как училась, с кем дружила, что она любила, о чем мечтала, что ненавидела. У современной молодежи часто понятие «поменять судьбу» означает просто разбогатеть. Любой ценой, любыми средствами. Лучше не прикладывая особых усилий, не напрягаясь. Нашу героиню Аню никто не приглашал, не зазывал, не заставлял заниматься проституцией. Это ее личное желание. Она решила быстро разбогатеть таким древним способом. В нашем обществе бытует мнение, благодаря все тем же СМИ, что это легкий и прибыльный бизнес. Ориентацию на богатство таким низменным способом Аня установила себе сама. Это при том, что молодая, здоровая, красивая девушка могла по другому распорядиться своей судьбой, ведь у судьбы всегда есть варианты. Аня выбрала вариант порочный.

Мы живем в 21 веке, 17 лет живем в другом государстве, которое считается демократическим. Продукт демократии – свобода – натворила уже так много бед, провозгласив лозунг «Живите как хотите – это ваше право, выживайте как можете». Вот и живем, провозглашая все низменное как добродетель. Аня получила больной укол в сердце и этот укол возможно поможет ей приобрести правильный взгляд на жизнь.

Благодаря статье «Смертельный полет бабочки» дело предано огласке и получит значительный резонанс в обществе. Статья в газете в принципе это нормальное явление, опасность в другом – когда рекламой, хитрыми маркетинговыми шагами подменяется качественная работа юристов всех рангов. От оперативных работников, следователей, адвокатов, прокуроров требуется грамотность в исполнении законов, сдержанность при информировании о своей деятельности. Ведь известно с первого курса юридического института, что при расследовании утоловного дела на обвиняемого надо смотреть как на невиновного человека до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде и документально оформлена вступившим.в законную силу приговором суда. Так что обвинение в сутенерстве, удержании, похищении человека, хищении чужого имущества, что потерпевшую Аню хотели продать в секс-рабство, и даже указана сумма – это ни что иное как нарушение принципа презумпции невиновности, который регламентирован Конституцией РФ. Данное нарушение приводит порой к самым печальным последствиям. Автор статьи «Смертельный полет бабочки» голословно называет двух молодых женщин сутенершами, не имея на это ни законного, ни морального права. Уже давно не секрет, благодаря тем же СМИ, что у оперативных работников правоохранительных органов много возможностей добиться нужных доказательств, показаний от свидетелей, потерпевших, и даже обвиняемых. Всем известна общая статистика привлечений к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за пытки и издевательства над людьми, здесь уже никого и ничем не убедишь. Свидетелей, подозреваемых, вывозят за пределы города, в глухие места и допрашивают с пристрастием, используя самые нечеловеческие приемы. Свидетелей и потерпевших вводят в заблуждение обещаниями, вызывая у них безосновательные надежды.

В связи с такой весьма печальной статистикой можно сделать вывод, что каждый уголовный процесс становится подобен поединку боксеров разных весовых категорий, в котором кто-то выступает в тяжелом и имеющем преимущества весе, а кто-то в легком весе и не может позволить себе прямой обмен ударами. Часто это бой без правил, бой с нарушением закона.

СМИ в этом случае должны выступать как инструмент зашиты прав гражданина, но при этом строго должны соблюдаться требования закона, касающиеся соблюдения следственной тайны.

В данный момент идет следствие по факту незаконного лишения свободы потерпевшей Ани Банько. В истории с Аней замешаны другие люди, другие жизни, другие судьбы. Ситуация описана только со слов Ани, мнение другой стороны не учитывалось. Хотя показания обвиняемых могли бы поставить под сомнение некоторые факты, изложенные в статье. Но Аня, по мнению автора статьи, – бедная пострадавшая «бабочка», а на остальных неправомерно навешаны ярлыки злобных «сутенеры». И хотя их имена прямо не указаны в статье, Новый город – не такой уж большой район, а дело предано огласке и люди узнаваемы.

Почему никто не задумался о том, что у обвиняемых есть матери, есть братья и сестры, есть семьи? У одной из арестованных по уголовному делу есть шестилетняя дочка, Как объяснить ей в чем виновата ее мама, и почему мамы нет рядом? Как взрослеть будет этот человечек? Кому будет доверять? Как справиться девочка с этим жестоким, бездуховным и безжалостным миром?

Приговор выносится на суде не одному виновному. Обвинительный приговор это всегда больно всем родным и близким осужденного. Закон суров – но это закон. Суд, руководствуясь этим строгим правилом, проанализировав и оценив все обстоятельства дела, вынесет свое мотивированное решение. Если виноват – отвечай! Но это может сделать только суд, а до решения суда никто не вправе давать заключение, делать выводы, вешать ярлыки, как это безграмотно и неэтично сделано в статье О. Морозовой «Смертельный полет бабочки». У каждого обвиняемого, в любом судебном процессе всегда должна остаться надежда в справедливость и беспристрастность суда и вера в то, что наша судебная система правозащитная, а не карательная. Хотелось бы чтобы наши средства массовой информации тоже не забывали об этом.

Людмила Нефедова