Представитель замечательной плеяды «последних из могикан» советского театра и кино Михаил Козаков был на прошлой неделе гостем Ульяновска.
Актер, режиссер, да еще и чтец поэтических произведений, он 2 февраля представил на сцене Ульяновского театра драмы имени И.А. Гончарова свою программу «От Пушкина до Бродского» в рамках нового проекта этого театра «Встречи для талантливых зрителей».
Накануне концерта народный артист России, лауреат Госпремии СССР Михаил Козаков дал пресс-конференцию для журналистов.
Напомним нашим читателям самые известные работы мэтра. В кино и театре он сыграл бесчисленное число ролей, поставил множество фильмов и спектаклей. Обаятельный злодей Зурита в фильме «Человек-амфибия», уморительный полковник Френсис Чесней из «Здравствуйте, я ваша тетя!» – это Козаков. Он – автор cтавшего классическим телефильма по роману нашего земляка-писателя Гончарова «Обыкновенная история». В нем Михаил Михайлович сам блистательно исполнил роль дядюшки Адуева. Другой его телефильм – «Покровские ворота» – стал культовым, заслужив любовь не одного поколения зрителей.
Как личность творческая, в свои 75 лет Козаков еще не сказал своего последнего слова. Он – создатель театра «Русская антреприза». Как большой знаток русской поэзии, артист дает концерты, на которых читает стихи любимых поэтов. Для чего, собственно, в Ульяновск и приехал. Нередко чтения проходят в сопровождении живой музыки. Получил признание Концерт для голоса и саксафона на стихи Иосифа Бродского, созданный Михаилом Михайловичем совместно с джазовым музыкантом Игорем Бутманом.
И еще: буквально на днях по телеканалу «Культура» демонстрировался сериал Козакова «Очарование зла». Он – о трагедии русской эмиграции в Париже, представители которой ради возвращения в Россию сотрудничали с НКВД.
Эта тема впервые в кинематографе художественно осмыслена и представлена интеллектуальной публике. Среди героев фильма есть персонажи, знаковые для русской поэзии. В гибельный круг оказался втянутым муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон, что, как мы знаем, в конечном итоге, погубило всю его семью…
Журналистам в Ульяновске Михаил Козаков, прежде всего, поведал о своих творческих принципах. Признался, что может сняться ради денег в «какой-нибудь ерунде» вроде «Любовь-морковь», но когда достается роль серьезная, то и отношение к ней у актера соответствующее. Не так давно, например, Козаков сыграл роль Пимена в фильме режиссера Владимира Мирзоева по пушкинскому «Борису Годунову». Ради одного съемочного дня на подготовку он потратил месяц. Теперь с волнением ждет выхода этой ленты.
Козакову не свойственно самолюбование. Почивать на лаврах – не его занятие. Но оглядываясь на прожитые годы, единственное, за что он может себя похвалить, так это за то, что всегда много трудился, успевая, впрочем, и со вкусом выпить, и поухаживать за женщинами.
Особенность актерской профессии такова, что после напряженной работы наступают периоды безработицы, когда артист не получает приглашений на роль и в результате «зарабатывает» себе депрессию. Чтобы выйти из этого состояния, Михаил Козаков всегда заполнял паузы, то снимая как режиссер фильмы, то занимаясь постановкой спектаклей. Однажды в один из периодов простоя он написал книгу мемуаров о временах, в которых жил.
Главная же любовь артиста – поэзия, которой увлечен с детства. Это, признался он, как болезнь, род недуга.
Его любимые авторы – Пушкин, Пастернак, Бродский. Их стихи читал на всех застольях с друзьями – Высоцким, Галичем, Окуджавой…
Козаков вспоминает, как однажды Иосиф Бродский сказал ему примерно следующее: «На черта читать чужие стихи?» Артист ответил, что ему интересно, как тот или иной поэт мыслит, что важно ощутить звуковую дорожку стихотворения. Тогда чтец «уходит», оставляя слушателям самого поэта. Но, с другой стороны, если ты не пропускаешь стихотворение через себя, ничего не получится. Когда актер выучивает его наизусть, оно делается как бы его собственным.
Трогательным моментом пресс-конференции стало неожиданное появление актрисы Ульяновского театра драмы, народной артистки России, лауреата Госпремии Кла-рины Шадько, давней поклонницы Козакова. Она принесла на встречу с ним фотографии с его же автографом и стихотворением. В 1969 году оба они в составе группы актеров были в испанском Толедо. Шадько вспоминала: луна, черное бархатное небо, силуэты островерхих башен и неожиданные для всех стихи Пушкина, которые вдруг начал читать Михаил Козаков. Впечатления об этом до сих пор свежи, это, говорит актриса, был настоящий подарок судьбы…