Актер театра и кино, режиссер Михаил Козаков выступил на сцене драматического театра имени И.А.Гончарова перед ульяновскими зрителями с творческой программой «От Пушкина до Бродского».

Досье

Михаил Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова и литературоведа Зои Александровны Никитиной. Во время войны его вместе с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас — Пермский край). С 1941 по 1944 годы провел в деревне Черное. По окончании 222-й школы (бывшая Петришуле) в 1952 году поступил в Школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в драме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте». После выпуска поступил на работу в Театр имени В.Маяковского, где проработал с 1956 по 1959 годы. Затем играл в «Современнике», во МХАТе, в Театре на Малой Бронной, в Ленкоме. Удостоен Государственной премии СССР за театральную работу, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. В 1991 году уехал в Израиль. В течение четырех лет играл в камерном театре в Тель-Авиве, кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с ней подготовил четыре спектакля. В 1996 году вернулся в Россию и открыл собственный театр под названием «Русская антреприза Михаила Козакова». Актерские работы: «Убийство на улице Данте» (Шарль Тибо), «Восемнадцатый год» (Оноли), «Человек-амфибия» (Педро Зурита), «День солнца и дождя» (актер в роли Мишки-Япончика), «Любовь-морковь» (доктор Коган) – всего 70 ролей. Режиссерские работы: «Ночь ошибок», «Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Если верить Лопотухину», «Сцены из трагедии Лермонтова „Маскарад“ и другие.

Журналистам посчастливилось пообщаться с известным артистом на пресс-конференции. Михаил Михайлович предстал вначале серьезным и грустным, много курил, рассуждал о своей профессии, поэзии, возрасте, к концу встречи повеселел, в глазах появилась искорка задора…

Когда-то приезжал…

Нынешние гастроли Михаила Козакова в Ульяновске – вторые. Первый приезд, по словам директора театра Натальи Никоноровой, состоялся в далеком 1969 году. Сам актер даже об этом забыл.

— Много езжу по стране, не удается запомнить года. Очень давно был на гастролях в вашем театре, но не помню, когда именно. Гастролировать люблю, стараюсь приезжать за день до выступления, чтобы основательно подготовиться.

Две стороны медали

— Когда зрители видят актеров на экране или сцене, думают, у нас все прекрасно, есть деньги и успех. Это лишь одна сторона нашей жизни, другая – намного грустнее: невостребованность, депрессии, порой о нас вообще забывают. Приведу пример с сыном Кириллом. Снялся в сериале „Крем“, на мой взгляд, плохо сделанной сказке. Пришлось. Другого никто не предлагал, а играть нужно и зарабатывать нужно. Сейчас – дома, работы нет.

„На четырех лапах“

— Чтобы обезопасить себя от зависимости, вот уже много лет стою на „четырех лапах“: актер театра и кино, сольные выступления с моноспектаклями на эстраде, режиссер плюс к вышеперечисленному — пописываю книги. Только так удается избежать творческого простоя и связанных с ним страданий.

Могу сняться в ерунде за деньги

— Спектакли, в которых играл и играю, стихи, которые читаю, должны иметь содержание и моральный стержень. Мне это должно быть понятно и близко, чтобы знать, с чем выходить к зрителю. Уговаривали сняться в роли Отелло, пробовался и был утвержден режиссером. Долго думал и „примерял“ Отелло, все-таки отказался – совершенно не мой герой. А вот Гамлет „запал“ в душу. Было 22 года, когда выучил роль Гамлета. „Нас не страшат предвестия, и в гибели воробья есть особый промысел. Если теперь, так, значит, не потом; если не потом, то, значит, теперь; если не теперь, то все равно когда-нибудь… Пусть будет“. Эти один из примеров, как строчки воздействуют на тебя, и ты меняешься под влиянием ролей, которые играешь. Более легкомысленно отношусь к фильмам: как актер кино могу сняться за деньги в ерунде типа „Любовь-морковь“, где я волшебник. На что-то же нужно жить?!

Проблемы режиссуры

— Поставить самостоятельно фильм было сложно и в советские времена, и в нынешние. Враги режиссера прошлых лет – личная неприязнь вышестоящих, идеология, сейчас – отсутствие денег и перспективы кассовости картины. Режиссер ответствен за все происходящее: плохо играет актер – виноват режиссер, недоволен продюсер – тоже. Даже если фильм готов, нет гарантии, что он выйдет на экраны. Многие мои ленты лежали по нескольку лет на полках: кому-то что-то не понравилось, показалось и т.д. Чтобы в России чего-нибудь достичь, нужно долго жить. Кстати, любимые россиянами „Покровские ворота“ тоже „поборолись“ за выход в свет, предпочитаю вспоминать хорошие моменты. Ту Москву очень хорошо помню, 1956 год. И шутки рождались, и грусть… В картине сделал ставку исключительно на неизвестных актеров, исполнивших главные роли. Андрей Миронов пробовался на роль Хоботова, Наталья Гундарева — на роль Маргариты Павловны. Я же взял Анатолия Равиковича, Инну Ульянову и Виктора Борцова (Савва Игнатьевич). Исключение составил Леонид Броневой в роли Велюрова. Коммуналка же — неизвестные лица. И среди них – одно известное, артист Велюров.

Должно быть табу

— С возрастом, а мне – 75 лет, пришло суеверие. Например, раньше мог сыграть болезнь или смерть, сейчас – ни за что. По моему мнению, многие вещи с экрана проецируются на жизнь. Тоже самое с американскими блокбастерами о землетрясениях и цунами. Должно быть все-таки табу.

Испытание Италией

— Обожаю ездить по миру, к сожалению, возраст делает коррективы – это для меня уже испытание. Два года назад с женой поехали в Италию, где в первый раз был в молодости. Тогда, помню, гулял дни и ночи напролет. Последний раз Италия запомнилась жарой и усталостью. Итогом туристической поездки стала повесть «Испытание Италией», там я сравниваю чувства прошлого и настоящего… Но публиковать ее не хочу. Так, анализ для себя.

Пили чай и гуляли

Во время монолога Михаила Козакова из-за дверей послышались громкие разговоры. Гость попросил потише, но не тут-то было. В зал буквально «влетела» актриса театры драмы, народная артистка РФ Кларина Шадько, держа две фотографии. Эмоции переполняли Кларину Ивановну:

— Михаил Михайлович, конечно, вы забыли, но я та самая Клара Шадько, у которой вы пили чай на кухне и с которой гуляли по Венцу во время первых гастролей в нашем театре. На фотографии из Ульяновска вы написали своей рукой стихи. А помните, как мы в одной туристической группе в 1980 году ездили в Испанию, как во время ночной экскурсии читали Пушкина. До сих пор в памяти: испанская ночь в каменном замке, тишина, и вы молодой читаете стихи до четырех утра…

Михаил Михайлович приятно удивился признанием, взял фото, заулыбался и иронично сказал:

— Кларочка, давайте остановимся, так ведь можно довспоминаться!.. А по поводу стихов – я их действительно очень люблю читать и заучивать, пропуская через себя. Раньше вообще был болен этим делом, после двухчасового концерта мог еще в компании столько же читать поэзию. Друзья на застольях подшучивали: «А сейчас Миша будет выступать». Галя Волчек не понимала моей неуемной энергии и критиковала. Зато спустя годы я ей похвалился: «Видишь, на своей „болезни стихами“ я зарабатываю деньги, и, между прочим, не плохие».