Спор за право называться родиной историка Николая Карамзина может разгореться в ближайшие годы между нашим регионом и другими претендентами на почетное звание. Но Карамзин, не сомневаются историки, наш.
Если не с головы до пят, то с носочков точно, подтверждают работники культуры.
250-летие со дня рождения земляка, прославившегося созданием «Истории государства Российского», область задумала отмечать в 2016 году. Задумка глобальная – с идеей празднования круглой даты на всю страну регион вышел к федеральному начальству, и то дало добро.
Конкретные детали будущего юбилея уточняются, но у региона уже есть опыт подобного празднования – четверть века назад, точно на день ликвидации СССР 12 декабря 1991 года, пришелся 225-летний юбилей историка. И если в момент развала страны было не до праздника, то немалая работа по подготовке к юбилею была проделана за несколько лет до него.
Занималось его подготовкой региональное отделение тогда еще Союзного фонда культуры, ставшего ныне фондом Российским. Карамзинский проект, вспоминает занимавшая тогда должность заместителя председателя регионального отделения фонда Тамара Ильясова, был одним из нескольких направлений работы их организации.
Начали работу над проектом с поездки в село Карамзинка, но не то, которое рядом с Ульяновском, а то, которое бывшее Знаменское в Майнском районе – имение семьи Карамзиных. К приезду историков и работников культуры там от имения семьи знаменитого земляка мало что сохранилось. Дома Карамзиных не было – его разобрали на стройматериалы и перевезли в Майну, где из помещичьего дома получилась ветлечебница. От усадьбы остался только сад – кусты сирени и акации, а рядом с семейным склепом стояла полуразрушенная деревянная церковь.
В склепе было похоронено несколько членов семьи. В том числе брат историка – Василий Карамзин. Он умер в Симбирске, но завещал свой прах упокоить в Знаменском. К концу XX века склеп дошел не в лучшем состоянии. Камни с могил из него Тамара Ильясова с научным сотрудником Краеведческого музея Ларисой Ершовой и краеведом Вячеславом Сукайло обнаружили во дворах деревенских жителей – на них сидели и кололи дрова.
Такое отношение к памяти знаменитого земляка необходимо было исправлять. Ежегодно в совхозе имени Гимова, в который входит Карамзинка, решено было проводить посвященные историку праздники. Идея до того была поддержана руководителем совхоза, вспоминает Тамара Ильясова, что он издал распоряжение день праздника всегда делать выходным, а работу переносить на ближайшую субботу. Пропагандировали наследие историка с помощью сувенирной продукции – значков, маек и даже носков с его годами жизни. Остатки запасов сувениров 25-летней давности, кстати, хранятся в региональном отделении фонда до сих пор. Были созданы и более тяжеловесные способы напомнить о Карамзине фонд отправил в совхоз имени Гимова два камня-указателя из красного гранита, рассказывает Тамара Ильясова. Один планировали установить на дороге, другой – у территории имения. Ее же задумали сделать охранной зоной.
С именем Карамзина Ульяновск пробился и на московский уровень. После обращения Тамары Ильясовой к федеральному руководству один из теплоходов московского речного пароходства стал «Николаем Карамзиным». «Карамзин» успел зайти в ульяновский порт, а потом из-за ситуации в стране работа по увековечению памяти историка стала менее активной. День рождения Карамзина в совхозе продолжали и продолжают отмечать, но охранной зоны в Карамзинке так и не сделали, церковь оттуда в 1990-е годы была перевезена в Ульяновск и собрана в Засвияжье, семейное захоронение также переместили в город на некрополь у Всехсвятской церкви.
Сейчас в связи с грядущим 250-летием со дня рождения историка в регионе вновь вспомнили о родовом имении Карамзиных. В федеральный план подготовки к юбилею предлагается включить финансирование реставрации склепа в Карамзинке. Кроме этого, регион отправил еще немалое количество идей в Москву о том, что нужно сделать к юбилею. Сейчас в столице собирают предложения от других регионов, а затем начнется формирование федерального проекта на эту тему.
В Ульяновске же продолжают рассматривать идеи о том, как привлечь внимание к личности историка. На днях состоялось большое заседание по этому поводу. На нем, правда, выяснилось, что прогреметь имя Карамзина на всю страну может и в связи с исторической дискуссией. Спор идет о том, где же появился на свет юбиляр. Сам он писал, что родился в Симбирске, но сейчас во многих солидных справочниках в качестве его места рождения указывается Оренбургская губерния.
Краевед Жорес Трофимов в одной из своих книг эту версию опровергает.
Оренбургский след, полагают ульяновские историки, появился уже после смерти Карамзина, по инициативе его потомков, когда речь шла о разделе семейного наследства. Оренбуржцы пока в дискуссию с ульяновскими специалистами по поводу своих прав на историка не вступали. Но к юбилею в споре нужно поставить точку и добиться, чтобы в справочниках в качестве места рождения историка указывался наш край, настаивает Жорес Трофимов.
Среди прочих предложений есть идея провести открытие Года Карамзина в регионе с участием крупной федеральной фигуры. В качестве таковой, по нашей информации, предлагали привлечь спикера Госдумы Бориса Грызлова, собиравшегося и все еще собирающегося в феврале посетить Ульяновск. Федеральный представитель должен выступить с предложением поддержать Карамзинское движение на уровне страны. Начинавшая заниматься Николаем Карамзиным Тамара Ильясова тоже говорит о необходимости выдвижения историка на федеральный уровень. Она просит ходатайствовать об учреждении премии имени Карамзина за исторические исследования и произведения: дело пропаганды исторической науки, с которым пока лучше нашего земляка мало кто может справиться, нужно развивать и поддерживать.
Лидия ПЕХТЕРЕВА