Доклад об итогах социально-экономического развития г. Ульяновска за 2005-2009 гг.
Завершился очередной год и пятилетний срок замещения мною должности Главы муниципального образования «город Ульяновск». В муниципальных выборах 2004 года мне было оказано жителями высочайшее доверие: из восьми кандидатов мою кандидатуру поддержали более 30% избирателей.
Мы хорошо помним, какие острейшие проблемы стояли в то время перед жителями нашего города. Вернувшись спустя восемь лет к управлению городским хозяйством, я был потрясен открывшейся мне картиной развала и разрухи.
Типичным для того времени были регулярные срывы начала отопительного сезона, многомесячное отсутствие горячей воды, разбитые дороги и отвратительное освещение городских улиц. Дворы, парки, скверы были буквально завалены мусором. Большинство объектов жилищно-коммунального комплекса и инженерной инфраструктуры находилось в неудовлетворительном техническом состоянии.
Высокая дефицитность муниципального бюджета не позволяла направлять средства на удовлетворение многих насущных потребностей города. Величина доходов, приходящаяся на душу населения, в 2004 году составляла 4,9 тысячи рублей, что было заметно ниже даже среднеобластного показателя, составившего по консолидированному бюджету 8,4 тысячи рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2004 году составляла 80% по отношению к среднероссийскому показателю.
Дополняла картину неблагоприятная демографическая обстановка, характеризующаяся значительным миграционным оттоком, низким уровнем рождаемости, высокой смертностью, низкой продолжительностью жизни.
Все это подчеркивало непривлекательность города и отталкивало инвесторов. Объем инвестиций на душу населения в 2004 году составлял всего 9,4 тыс. рублей, что в два раза меньше среднероссийских показателей того времени (18,9 тыс. рублей).
Этот комплекс проблем и определил первоочередные направления работы новой городской власти.
За прошедшие пять лет ситуация в городе существенным образом изменилась. Благодаря конструктивному взаимодействию мэрии и регионального правительства, при ключевой роли партийного депутатского большинства в Городской Думе и областном Законодательном Собрании, нам в значительной степени удалось изменить ситуацию к лучшему.
Совместная работа муниципальных и региональных органов власти в рамках общегосударственных приоритетов позволила повысить уровень жизни ульяновцев. В целом по городу, среднемесячная заработная плата возросла за 2004-2009 гг. в 2,7 раза – с 5142,7 рубля в 2004 году до 14050 рублей в 2009 году.
Важным итогом нашей работы стало то, что мы увеличили объем доходной части бюджета города более чем в два раза: с 3 млрд. рублей в 2004 г. до 6,8 млрд. руб. в 2009 г. И в 2009 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, мэрия города обеспечила выполнение плановых показателей по доходам. За 10 месяцев план выполнен на 101,8 %.
Городской бюджет сегодня – это бюджет, ориентированный на конкретный результат. Ассигнования на реализацию городских целевых программ в составе бюджета позволяют предусматривать конкретные цели направления бюджетных средств и оценивать при их последующем исполнении достижение заданных целей.
Во главу работы мэрии города, как и руководства страны и Ульяновской области, поставлен «человек». Особенно широкие перспективы и возможности для работы в этом направлении открылись с провозглашением руководством страны приоритетных национальных проектов.
Реализация проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье», а также целевых партийных проектов: «Авиапром», «Транспортный коридор», «Безопасные дороги», «Чистая вода», «Свой дом», «Порядок на рынках» и многих других, позволили нам приступить к решению целого ряда важных городских проблем.
Прежде всего, хотел бы отметить, что образование, здравоохранение и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная политика и культура остаются на протяжении последних лет основными статьями расходов бюджета города. При этом, по сравнению с 2005 г., наблюдается значительное увеличение расходов по данным сферам. Расходы бюджета на содержание социально-культурной сферы в 2009 году составили около 70% всех произведенных расходов.
Здоровье
Как известно, одним из приоритетных направлений в политике органов власти в последние годы стала забота о здоровье человека. Соответственно, и наша деятельность в сфере здравоохранения в 2005-2009 годах была направлена, прежде всего, на улучшение показателей здоровья населения города, расширение объемов и повышение качества оказываемой медицинской помощи. Достижение данных задач обеспечивалось реализацией пяти городских целевых программ и приоритетным национальным проектом «Здоровье». В 2008 году утверждена новая городская целевая программа «Модернизация здравоохранения города Ульяновска на 2009-2011 гг.». На реализацию городских целевых программ за пять лет было выделено 207,7 млн. руб. Благодаря их реализации городская сфера здравоохранения в последние годы интенсивно развивалась.
В рамках реализации проекта «Здоровье» укомплектованность участковыми врачами-терапевтами увеличилась с 48% до 75% (на 27%), участковыми педиатрами -с 73% до 89% (на 16%). С 2005 г. средняя заработная плата медицинских работников возросла в 3,6 раза: с 4,1 тыс. рублей до 14,8 тыс. рублей.
Укрепляется материально-техническая база больниц и поликлиник. На проведение ремонтных работ в ЛПУ было выделено средств на общую сумму 387,3 млн. руб. В учреждениях здравоохранения города закуплено оборудования на общую сумму 460,5 млн. руб.
По национальному проекту «Здоровье» получены 200 единиц оборудования. В рамках областной целевой программы «Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007-2008 годы» удалось существенно обновить городской парк автомобилей скорой помощи.
За отчетный период открыты: Центр репродуктивного здоровья детей и подростков (детская больница №3), санаторно-курортный лагерь круглогодичного пребывания для детей и подростков на 100 детей в смену (детская поликлиника №6), стационар для беременных женщин (поликлиника №4), семь отделений неотложной помощи, шесть отделений врача общей практики в пригородной зоне.
Задача укрепления здоровья населения, как известно, неразрывно связана с физическим воспитанием населения и развитием спорта, укреплением материально-технической базы спортивных сооружений.
Введены в эксплуатацию универсальный комплекс «Новое поколение», спортивный комплекс «Лидер». Проведена большая работа по укреплению материально-технической базы муниципальных учреждений дополнительного образования детей, стадионов «Старт», «Волга», «Симбирск».
В целом с 2006 г. объем финансирования отрасли из муниципального бюджета увеличился более чем в четыре раза (с 21,4 млн. руб. в 2006 г. до 87,1 млн. руб. в 2009 г.).
Реализация мер по укреплению здоровья населения в сочетании с мерами в сфере социальной поддержки и повышения уровня жизни горожан позволили за эти годы изменить в лучшую сторону демографическую картину. Наблюдаются позитивные тенденции, характеризующие улучшение демографической ситуации в городе. Наметилась тенденция к снижению смертности населения и увеличению рождаемости. Так, если в 2004 году общий коэффициент рождаемости составлял в расчете на 1 тыс. населения 9,2 человека, то в 2009 году – 10,4 человека; общий коэффициент смертности, соответственно, -13,5 и 12,2 человека.
В 2009 г. впервые за 10 лет наблюдается миграционная прибыль, которая за январь-ноябрь 2009 г. составила 260 человек. А это значит, что наш город становится все более привлекательным не только для самих ульяновцев, но и для жителей других регионов.
Образование
Ульяновск с каждым годом укрепляет свои позиции как крупный образовательный центр, демонстрируя свой инновационный потенциал и достижения в сфере реализации национального проекта «Образование». Благодаря федеральной поддержке сегодня все образовательные учреждения подключены к сети Интернет, количество учащихся на один компьютер снизилось с 39,5 чел до 19 чел., многие учебные кабинеты укомплектованы современным оборудованием, разработаны меры дополнительной поддержки педагогических работников, молодых специалистов. Заработная плата педагогических работников с 2005 года существенно возросла: в 2006 году – на 30%, в 2007 году – на 15%, в 2008 году -на 14%, в 2009 году – на 30%.
С 2005 года в сфере образования осуществляется программно-целевой подход. На реализацию городских целевых программ выделено и освоено более 330 млн. руб.: на осуществление противопожарных мероприятий, подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, функционирование оздоровительных центров, питание учащихся из малоимущих семей, улучшение материально-технической базы, создание единого информационного пространства и т.д.
Общее софинансирование нацпроекта из средств муниципального бюджета за 4 года составило более 40 млн. руб.
Увеличена сеть образовательных учреждений: в настоящее время в городе Ульяновске функционируют 254 образовательных учреждения, что на 19 учреждений больше, чем в 2005 году.
За четыре года реализации приоритетного национального проекта «Образование» в его конкурсах участвовали 44 школы города Ульяновска, победили – 29. В направлении «Поощрение лучших учителей» за четыре года участвовали 310 чел. (8% от общего количества учителей города), победили – 133 человека (3,5%). С 2006 по 2009 годы 73 обучающимся города были присуждены президентские премии для поддержки талантливой молодежи.
Возросло качество знаний обучающихся. В 2009 году средний бал, полученный на ЕГЭ выпускниками городских школ по обязательным предметам (русскому языку и математике), был выше областного и общероссийского показателей.
Мэрией города Ульяновска особое внимание уделялось развитию доступности дошкольного образования. Только за последние четыре года в рамках городской целевой программы «Развитие доступного дошкольного образования в г. Ульяновске» и плана оптимизации сферы образования возвращено в сеть 12 детских садов (94 группы, 1718 мест), в действующих детских садах открыто дополнительно 45 групп, 794 места, принято в муниципальную собственность пять детских садов на 365 мест. Таким образом, сеть дошкольного образования увеличилась на 2877 мест.
Нам удалось серьезно поправить положение дел в городском библиотечном хозяйстве. Улучшилась их материально-техническая база. Открыты две новые библиотеки: в с. Лаишевка и в поселке Сельдь. Большим достижением стало подключение 17 городских библиотек к сети Интернет. В пять раз увеличились средства, выделяемые на пополнение книжного фонда библиотек (с 700 тыс. руб. до 3,5 млн. руб.). Количество читателей в библиотеках увеличилось на 5 тыс. чел., количество посещений возросло почти на 108 тыс.
Жилье
Одним из приоритетных направлений работы органов городской власти по улучшению качества жизни населения с 2005 г. стало улучшение жилищных условий горожан, увеличение темпов и объемов жилищного строительства.
В целом, в сфере жилищного строительства сделан значительный рывок: объем жилья, введенного в эксплуатацию в городе, вырос за это время более чем в 3,6 раза – с 96,5 тыс. кв. м в 2004 году до 351,9 тыс. кв. м. в 2009 году.
Ведется работа по формированию земельных участков для жилищного строительства: за период с 2007 г. и по настоящее время уже сформировано более 40 таких земельных участков.
Возобновлена работа по переселению горожан из аварийного и ветхого жилого фонда в благоустроенные квартиры. С 2005 г. по настоящее время переселено 688 семей из 61 дома. В рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» свидетельства на приобретение жилья получила 81 семья. 162 сертификата выдано в рамках программы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Активизировалась работа по улучшению жилищных условий инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. В указанный период сертификаты на приобретение жилья получили 510 семей.
С 2005 по 2009 гг. общегородская очередь сократилась более чем на 4000 семей, очередь учителей и врачей сократилась на 353 семьи.
Большую роль в повышении уровня жизни населения города Ульяновска сыграли меры социальной поддержки категорий так называемой «группы риска». Несмотря на изменение с 2005 г. федерального законодательства, в г. Ульяновске были сохранены все меры социальной поддержки населения, направленные на оказание адресной помощи в трудной жизненной ситуации, поддержку материнства и детства, социально незащищенных граждан.
С 2005 г. в восемь раз увеличилось финансирование мер социальной поддержки населения из муниципального бюджета (с 5,7 млн. руб. в 2005 г. до 45 млн. руб. в 2009 г.). Количество граждан, получивших различные виды социальной поддержки, увеличилось, в сравнении с 2004 г., в девять раз и составило в 2009 г. 130 тыс. человек. Ежегодно расширяется перечень мер социальной поддержки: вводятся новые мероприятия, областные и городские акции. С 2006 г. ежегодно проводится областная акция «Помоги собраться в школу». За четыре года охват детей, получивших социальную помощь в подготовке к учебному году, составил более 26 тыс. человек на сумму 39,6 млн. руб.
В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне с 2009 г. выделяется денежная помощь инвалидам и участникам войны на ремонт жилья, организована работа «социального такси».
Всего с 2005 г. социальную помощь получили 570 тыс. человек на сумму 149 млн. руб. Реализация данных мер дополнительной социальной поддержки горожан, несмотря на сложные социально-экономические условия и ограниченность бюджетных средств, будут продолжены в 2010 г.
Заметными достижениями отмечено в последние годы развитие дорожного хозяйства города. По сравнению с 2004 годом, в 2008 году почти в 10 раз возрос объем средств в городском бюджете на ремонт дорожного полотна и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в рамках городской целевой программы «Городские дороги». За время существования программы и в рамках работ по текущему содержанию дорог был осуществлен капитальный ремонт более 3 млн. кв. м дорожного полотна, произведен ямочный ремонт более 113 тыс. кв. м дорожного полотна, более 315 тыс. кв. м внутриквартальных местных проездов и тротуаров. В 2007 году в Ульяновске выполнен значительный объем работ по ремонту городских дорог на средства федерального бюджета (это почти полмиллиарда рублей): отремонтировано около 80 км дорог на 45 улицах города. Впервые за последние 10 лет автобусный парк Ульяновска пополнился новыми комфортабельными автобусами в рамках областной программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области». В 2008 г. в рамках реализации городской целевой программы «Развитие и модернизация городского электрического транспорта в г. Ульяновске» приобретены четыре трамвая и два троллейбуса. Также в рамках реализации плана по обновлению подвижного состава частными перевозчиками приобретено 60 автобусов большей вместимости, которые заменили маршрутные такси марки «ГАЗ».
В 2008 году городом приняты на свой баланс светофорное хозяйство и дорожные знаки. Нам удалось за короткий промежуток времени – в течение 2008-2009 годов – привести все светофоры в нормативное состояние. Установлено 1378 новых и отремонтировано 1500 дорожных знаков, а также изготовлено 49 искусственных неровностей для принудительного снижения скорости в резиново-кордовом исполнении. Использование передовых достижений в области дорожной светотехники и технических средств организации дорожного движения позволило сформировать современную систему организации дорожного движения.
Реализация перечисленных мероприятий за 2009 г., в отношении к 2008 году, позволила снизить:
– число дорожно-транспортных происшествий – на 20,7%;
– число ДТП с участием общественного транспорта – на 26,7%;
– факты гибели людей в ДТП -на 42,6%;
– ДТП с участием несовершеннолетних – на 42,9%.
В связи со стабильным и масштабным финансированием из федерального бюджета удалось завершить строительство нового мостового перехода через Волгу. Это серьезный шаг в создании транспортной инфраструктуры города и региона, работа над которой будет продолжена. Введение в эксплуатацию нового мостового перехода позволит приступить к реализации крупного федерального транспортного проекта «Волжский транзит». Этот проект, благодаря инициативам главы нашего региона Сергея Ивановича Морозова, должен стать важной частью строительства новой федеральной трассы, которая соединит центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.
Также исключительно большое значение для дальнейшего развития нашего города имеет успешная реализация партийного проекта «Авиапром». Он открывает широкие перспективы для наращивания производства современной авиационной техники и позволяет городу позиционировать себя в качестве «авиационной столицы России». Грамотная реализация этого бренда способна существенным образом повысить инвестиционную привлекательность областной столицы.
В течение последних пяти лет город последовательно наращивал свою инвестиционную привлекательность. За эти годы объем инвестиций в основной капитал вырос в сопоставимых ценах более чем в два раза. По индексу физического объема инвестиций в основной капитал Ульяновск занимает ведущее место среди крупнейших городов Приволжского федерального округа – 6,8 млрд. рублей, или 155,3% к соответствующему периоду прошлого года.
Традиционно повышенное внимание руководство города уделяет вопросам сферы жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы подготовки к отопительным сезонам и обеспечения горожан горячей водой неоднократно становились предметом обсуждения на заседаниях политсовета. Значительным успехам в этой сфере за прошедший период способствовало активное реформирование ЖКХ, создание управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов. Более половины домов перешли в управление частных управляющих организаций. Приход частного бизнеса в систему ЖКХ обеспечил приток инвестиций.
Второй год Ульяновск успешно участвует в реализации положений федерального закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». За 2008-2009 гг. в порядке софинансирования из городского, областного бюджетов и средств фонда в городе капитально отремонтировано 256 домов на сумму 405,9 млн. рублей. На текущий ремонт домов за 2005-2009 гг. освоены средства в размере 637,2 рубля.
За истекший период значительно повысилось качество предоставляемых коммунальных услуг: своевременно и по графику проходят отопительные сезоны, обеспечена бесперебойная подача ГВС жителям в летний период.
Прорывной сферой развития Ульяновска в последние годы стала сфера благоустройства. За пять лет город приобрел «новое лицо»: дворы и улицы стали современнее, чище и уютнее, город украсился новыми зданиями, жилыми кварталами, памятниками, фонтанами, цветниками и зелеными фигурами, декоративными металлическими скульптурами и композициями. Благоустроены городские парки и скверы, на дворовых территориях жилых домов выросли детские игровые и спортивные площадки.
В целях улучшения санитарного состояния города реализуются городские целевые программы «Зеленый город» и «Чистый город».
Совместный труд органов власти и жителей города высоко оценен на самых престижных конкурсах России. Начиная с 2005 г., Ульяновск принимает участие в конкурсе «Самый благоустроенный город России», где был отмечен высокими наградами: за активное участие населения в благоустройстве города. В 2006 г. Ульяновск был награжден специальным призом и свидетельством Росстроя, в 2007 г. получил Диплом Правительства РФ 2 степени, в 2008 г. – Диплом Правительства РФ 3 степени.
Таковы, в кратком изложении, главные итоги социально-экономического развития города за последние пять лет. Я глубоко удовлетворен тем, что скоординированная работа различных ветвей и уровней власти позволила нам вывести город из «переходного периода» и направить его по пути успеха.
И еще: наступивший 2010 год – это год 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Забота о ветеранах и инвалидах войны, патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда были и остаются в центре нашего внимания. В текущем году мы усилим работу в данном направлении: ни один ветеран, ни один фронтовик не должен быть обойден стороной социальными службами, благотворительными инициативами, культурными мероприятиями.