Дмитрий Крайнов по праву считает грядущий День защитника Отечества своим праздником. Недавно выпускник экологического факультета УлГУ прошел боевое крещение в рядах Российской армии. И поделился воспоминаниями с «Вестником».

Проверка на синяки

Что ни говори, призывник с высшим образованием – совсем не то, что необразованная малолетняя шпана. Благодаря университетскому диплому Дмитрий попал в образцово-показательную часть. Он служил в ракетных войсках под Нижним Новгородом. Поселок Мулино, где проходил службу ульяновец, известен тем, что в его районе дислоцируется более 40 воинских частей, некоторые из них являются частями быстрого реагирования и имеют боевой опыт. Здесь снимали фильмы «Адмирал» и «Утомлённые солн- цем-2».

— Когда не прошел в аспирантуру, понял, что придется идти в армию, — вспоминает Дмитрий. – Морально настроился, так что повестка не повергла меня в шок. Но все равно было страшновато. Боялся, в первую очередь, дедовщины. По приезду успокоился: узнал, что попал в показательную часть, где за этим строго следят. Утром на построении начальник штаба, командир дивизии проверяли каждого на ссадины и синяки. Любой случай подозрения на дедовщину рассматривался в уголовном порядке. Так что «старики» новобранцев не били, ну, может, поначалу немного нагружали работой — нам же надо было проходить «боевое крещение».

По газону с линейкой

Образцовую часть нередко посещали высшие военные чины. Приезжал сам министр обороны Сердюков. К визитам высокого начальства солдатам приходилось если не красить траву, то, по крайней мере, тщательно следить за ее высотой – по уставу зелень не должна превышать два сантиметра. Максимальная высота снега, предусмотренная армейскими законами, – двадцать сантиметров, и лежать горка должна под определенным углом. Командир мог пройтись с линейкой вдоль снежных сугробов и газона не только перед приездом важных гостей, но и в любой другой день, чтобы подопечные не расслаблялись.

Не позволялось и пренебрежительное отношение к внешнему виду. Пряжки служакам приходилось начищать специальным составом – пастой ГОИ. Особенно рьяно начальство проверяло чистоту подшив – белых подворотничков, которые необходимо менять каждый день, и обуви. За несвежие подшивы наказывали сурово – требовали пришить чистую, сделав ровно 150 стежков по верхнему и столько же по нижнему краю. Пересчитывал стежки сержант и, если находил ошибку, снова два раза по сто пятьдесят.

— Новобранцы приходят в армию совсем неподготовленными, — рассказывает Крайнов. – Я, например, был настолько далек от строевой подготовки, «общения» с оружием, что для меня все было в диковинку. Курс молодого бойца выжал из меня все соки. Пятикилометровые марш- броски казались настоящим адом, но потом привык.

Булочки по праздникам

В процессе «привыкания» Дима потерял более тридцати килограммов веса. Говорит, что дело не в плохой кормежке – просто было много физических нагрузок, а питание – без излишеств в виде любимых на гражданке хот-догов и пирожков. Булочки, например, давали раз в неделю. Утром каша с мясом, бутерброд, кофе. Обед – первое, второе, салат и компот. Вечером всегда рыба. Голодными никогда не ходили, благо магазин был рядом, а заботливые родители присылали из дома деньги. В нынешней армии вообще все не так строго, как раньше. Всем разрешается иметь мобильный телефон, а в увольнение можно ходить каждый выходной.

— Я прибыл на службу под Новый год, — вспоминает Дмитрий. – Все мы получили к празднику подарки: мешки, но не с конфетами, а с тушенкой и прочими солдатскими радостями. Начальство разрешило нам отмечать праздник и накрыть стол. Правда, всю ночь следило, чтобы на нем не было ни капли спиртного. А конфеты, кстати, выдавали в обязательном порядке (как и сигареты) – двести граммов карамелек в месяц.

Проснуться за две минуты

Дмитрий рассказывает, что армия стала для него хорошей школой жизни. Теперь он знает, что не пропадет даже в самые сложные времена – выручат руки. За год службы освоил строительство — от закладки камня до отделки, ландшафтное дело, автомеханику, любые технические работы. А еще привык к экстремальным условиям.

Подъем в шесть утра и обязательная зарядка на улице — в любую погоду раздетыми. Зимой 30 минут, летом — 45. На то, чтобы выбраться из постели и одеться к утреннему построению, солдатам давалось две минуты. По армейским меркам – царский подарок, если учесть, что предыдущие поколения служак собирались за считанные секунды. Нынешним повезло из-за массового перехода Российской армии с сапог на берцы – новомодная военная обувь требует длительной шнуровки.

С десяти до одиннадцати утра – обязательная общественно-государственная подготовка. Так теперь называется политинформация. Под руководством офицера, ответственного в этот день за идеологическое мероприятие, солдаты обсуждают последние новости, дискутируют на актуальные темы. Подкованности в этих вопросах способствовал обязательный массовый просмотр вечернего выпуска «Вестей». Дмитрий признается, что на «гражданке» вряд ли столь полно владел информацией о том, что происходит в стране и в мире.

И уж точно никогда не уделял столько времени вокальным упражнениям. В армии едва ли не каждый коллективный шаг солдат сопровождался песней. Одной из самых популярных была «Песня ротного писаря»

Напишет ротный писарь бумагу,

Подпишет ту бумагу комбат,

Что честно, не нарушив присяги,

Свой срок отслужил солдат.

Дмитрий Крайнов, недавно переживший «дембель», со спокойной совестью может подписаться под этими строчками.