25 февраля на заседании Законодательного собрания депутатами слушается отчет о работе Счетной палаты Ульяновской области.

Неделей ранее (случай редкий в практике работы власти с общественностью!) общую информацию о проверках, проведенных Счетной палатой в 2009 году, председатель СП Игорь Егоров представил журналистам. Подробности – в нашем материале.

К вам едет ревизор? Встречайте!

Как известно, деньги любят счет: и личный бюджет каждой семьи, и бюджет государственный бесконтрольно расходовать нельзя. Что касается собственных денег, каждый гражданин прекрасно осведомлен, на что и когда он эти средства потратил. А что касается наших общих денег, тех, которые поступают в бюджет региона в виде уплаченных нами налогов и иных платежей?

Оказывается, органов, контролирующих движение государственных средств, достаточно много. Наряду со Счетной палатой области это контрольно-счетные органы муниципальных образований, контрольно-ревизионное управление областного Министерства финансов и территориальное управление Росфиннадзора, соответствующие подразделения силовых и фискальных ведомств.

Однако схемы оперативного обмена информацией до 2009 года не существовало. Теперь же, как заявил Игорь Егоров, председатель Счетной палаты Ульяновской области, система парламентского финансового контроля сформирована. Это означает, что ответственные ведомства будут следить за использованием госсобственности, бюджетных средств и средств внебюджетных фондов не каждое само по себе, а в тесном взаимодействии. Безусловно, результативность должна повыситься. Но пока речь о том, что было сделано специалистами областной Счетной палаты за минувший год.

Во-первых, ревизоры проверяли проекты финансовых законов на стадии их принятия, в том числе статьи областного бюджета на 2009-2011 гг., областную программу приватизации госимущества на 2010 г., программу управления госсобственностью на 2010г. и т.д. Контролировали и выполнение законов.

Контроль за исполнением областного бюджета 2008 года выявил любопытные факты. Так, к примеру, в федеральный бюджет было возвращено(!) 138 млн. рублей. Деньги предназначались для компенсации населению оплаты жилищно-коммунальных услуг! Получается, что выплаты ульяновцам рассчитывают в размере меньшем, чем Москва готова дать региону?

Еще один пример. Федеральный центр по заявкам Департамента социальной защиты населения, осуществляющим выплаты людям, награжденным знаками «Почетный донор России» и «Почетный донор СССР», присылает деньги. Но из-за отсутствия обмена информацией между областной станцией переливания крови, ответственной за регистрацию почетных доноров, и Департаментом выплаты получили 7 423 человека. А деньги поступили для 11 044 человек. Информация о выплатах до 3 621 донора, видимо, не дошла. В итоге 41 млн. рублей был возвращен в федеральную казну.

Вот так из-за чиновничьего бюрократизма отнюдь не богатые люди теряют совсем не лишние для них деньги…

Во-вторых, проверки проводили в органах исполнительной власти Ульяновской области. В Управлении ЗАГС выявили нарушений на сумму 222,6 тыс. рублей, которые классифицированы как неправомерное использование бюджетных средств в 2008 году. В Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области за 2008 год и за 5 месяцев 2009 года общая сумма установленных нарушений составила 4076,2 тыс. рублей. Проверка Министерства образования Ульяновской области завершилась следующими выводами: 10 473,9 тыс. рублей использовано с нарушениями. В Департаменте массовых коммуникаций по итогам деятельности за 2008 год и за 8 месяцев 2009 года было выявлено нарушений на 921,6 тыс. рублей.

Претензии предъявлены и областному Министерству строительства, получавшему в 2008 году деньги на строительство физкультурных комплексов. Так, проверка смет и актов в ФОК по пр. Сиреневый выявила двойную оплату одних и тех же строительно-монтажных работ на сумму 258,5 тыс. рублей.

Комплексные проверки проводились и в областных учреждениях: ГУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М.Карамзина», ОГОУ «Дом детства», ОГУК «Ленинский мемориал», ОГУП «Бюро технической инвентаризации». Итоги более-менее утешили проверяющих, пожалуй, только в областном «Доме детства». Там 97,8 тысяч начислили сверх нормы в качестве зарплаты за 9 месяцев четырем водителям, заведующему канцелярией и заведующему архивом, это – самое большое нарушение. Были еще приписки при проведении ремонта (завысили объемы выполненных ремонтных работ и потраченных строительных материалов) и замечания по организации питания малышей в возрасте до года, связанные с невыполнением норм рациона. В этой связи Министерству образования области направлено предложение: пересмотреть нормы дневного рациона питания детей по возрастной группе от 0 до 3-х лет, предусмотрев особый рацион для детей до 1 года.

А что кается ОГУК «Ленинский мемориал», то там в 2008 году и январе-июле 2009 года выявлено нарушений на 2241 тыс. руб. Читая результаты проверки, не перестаешь удивляться! Охранники Мемцентра числились «стрелками»(!), коммерческие организации арендовали площади ГОСУДАРСТВЕННОГО учреждения культуры через благотворительный фонд.

По итогам контрольного мероприятия в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М.Карамзина» претензий от проверяющих заявлено на сумму 29327,4 тыс. рублей. Руководителями больницы практиковалось совмещение должностей (до 4,72 ставки), зарплата некоторых работников не соответствовала их квалификационным разрядам. Завышали расходы на ЖКХ, экономили на питании больных: кормили пациентов на 64,7 рубля в день (при норме 108,2 руб.).

В ОГУП БТИ проверка проводилась на этапе смены руководства этого учреждения. В представлении, направленном директору Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, обращает на себя внимание сумма 264,3 тыс. рублей. В ней – не только завышение стоимости, невыполнение объемов ремонтных работ помещений БТИ, но и приобретение по договору лизинга автомобиля HYUNDAI SONATA 2,7 AT GLS (AT4) стоимостью 719,7 тыс. рублей. Претензии ревизоров не к самому факту приобретения машины. Дело в том, что Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области приобретение автомобиля было согласовано, но иной модификации: HYUNDAI SONATA 2,0 МT GL (МT1) стоимостью 521,7 тыс. рублей. Разницу в 198 тыс. рублей обнаружили ревизоры. Только зачем БТИ именно HYUNDAI SONATA?

В-третьих, проверки проходили и в муниципальных образованиях. В результате, на свет появилось пособие «200 типовых нарушений, выявляемых в МО», которое, по признанию аудиторов СП, станет российским бестселлером (уровень финансовой грамотности и бюджетной дисциплины муниципальных чиновников оставляет желать лучшего не только в Ульяновской области, но и в других регионах страны).

И, наконец, ревизии подверглись и получатели средств по областным и федеральным целевым программам.

В целом, итог таков: проверили 87 объектов. Общий бюджет средств, которыми распоряжались юридические лица, равен 6 849,5 млн. рублей. 225,7 млн. из них было использовано неэффективно, неправомерно, нецелевым и иным образом, то есть с нарушениями законодательства. 47,9 млн. рублей возвращено в областной бюджет.

Кого будут проверять в этом году? Правительство Ульяновской области (!), Министерства здравоохранения и строительства (в части использования средств бюджета, выделенных на реконструкцию здания спального корпуса №1 санатория «Сосновка» в Карсунском районе), Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны, Управление ГИБДД, аппарат Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, Управление ветеринарии, Департамент социальной защиты населения.

Кроме того, посчитают расходы по областным программам газификации, занятости населения, социальному развитию села, профилактике правонарушений и т.д. Ревизоров уже ждут в Кузоватовском, Вешкаймском, Теренгульском, Цильнинском и Майнском районах. Будут проверки в областных учреждениях и организациях, получающих бюджетные средства (в том числе в областном Управлении автотранспорта, Центре спортивной подготовки, ОАО «Фармация», диализном центре «Фрезениус нефрокса»).

Деньги действительно любят счет, особенно, когда их мало. Кризис, как это ни парадоксально, преподал хороший урок: вынудил ужесточить работу с финансами (это отметил и председатель СП Игорь Егоров), но деньгами надо эффективно управлять. А для этого необходимы знания, опыт и, что скрывать, моральные качества. О морали говорить не будем – и так все понятно. А о системе подготовки и отбора кадров управления стоит задуматься, прежде всего, самой власти.

Но это, согласитесь, тема другого разговора….

Марина Буланцева