Автор: Александр РУСИНОВ
В последнее время русский язык наш прирастает все новыми словами (которые потом вполне материально врываются в нашу жизнь), ставшими привычными исключительно благодаря неуемности буквально распираемых идеями государственных чиновников.
Ваучеризация всей страны, валоризация пенсий, монетизация льгот… Все-то им спокойно не сидится! Это ж вам не “луноход” и не “спутник”, не столь однозначные всё пополнения в копилку «великого и могучего». Таких терминов можно было и не знать, никто б не расстроился, я думаю…
Получи без заявления…
Разговор о монетизации льгот на оплату жилья и коммунальных услуг шел последние несколько лет. Сторонники нововведения говорили о его абсолютной беспроигрышности для населения. И вот теперь, с 1 января 2010 года, когда реформа докатилась и до Ульяновской области (к слову, в некоторых других регионах эксперимент начали раньше), можно говорить о первых результатах.
Интересно, что механизм монетизации в разных уголках страны может несколько отличаться. В нашем крае основная нагрузка легла на плечи службы социальной защиты населения. Именно ей теперь предстоит вести выплаты компенсаций. Хорошо еще, что на беззаявительной основе, то есть без подачи дополнительных документов и заявлений, через банки и почты. И на том спасибо. Ведь по состоянию на февраль ежемесячной компенсацией расходов на ЖКХ по области должны обеспечиваться более 256 тысяч жителей региона! Вот уж были бы очереди на оформление…
… но плати целиком!
Итак, с 1 января наши люди должны получать на руки «живые» деньги – так сказать, де-юре. Звучит “выгодно”. Именно на эту «живую наличку», как чуть ли не прибавку к пенсии, активно напирают сторонники реформы. Дескать, прежде ульяновцы оплачивали лишь «нельготную» часть суммы, а остальные-то средства сразу перечислялись на счета компаний мимо кармана граждан, теперь же все будет по-другому. Однако на деле нынче нашим землякам-льготникам предстоит сначала отдать все 100 процентов оплаты за ЖКХ (сумма, признаюсь вам, немаленькая не только относительно пенсий, но и относительно невысоких ульяновских зарплат), а уж потом получить компенсацию и почти сразу же, еще доложив «монет», отдать ее снова. Потратить льготные деньги на себя, учитывая высокий размер квартплаты, все равно не представляется возможным. Платить – сразу и целиком в одном месяце, а получать – фактически только на следующий. По крайней мере так показывает первый опыт монетизации. Недовольных в самом деле очень много. Кто-то вообще не смог получить компенсацию в срок, кто-то получил меньшую, чем рассчитывал. Почему же так произошло?
Трудности «переходного возраста»
Ульяновские чиновники от соцзащиты объясняют это целым рядом фактором. Во-первых, тем, что свалившийся на них объем работ оказался слишком велик. В особенности, учитывая не вполне точный характер имеющихся баз данных на местных льготников: в частности, имелись расхождения между информацией самой социальной защиты, пенсионного фонда и других организаций, задействованных в реформе, а также отсутствие в базах многих льготников из частных домов. В общем, они попросту не успели посчитать все как следует. То есть собственно не соцзащита, а уполномоченная организация по региональным расчетам денежных компенсаций, выигравшая соответствующий конкурс или ООО «РИЦ», оно же региональный информационный центр (создали у нас в регионе такой три-четыре года назад).
Ответственные за реформу обещают исправиться к марту – именно тогда, мол, по чисто техническим причинам льготу можно рассчитать окончательно. «Жители получат льготы в полном объеме, – уверяет министр труда и социального развития Ульяновской области Анатолий Васильев. – И все, что ульяновцы недополучили, будет покрыто в следующем месяце». Оговаривается, правда, что переходный период в таких случаях может длиться и до полугода…
Другая причина сбоев стартовавшей монетизации – несвоевременно или неполно поставляемая информация по оплате гражданами коммунальных услуг ее получателями, ТСЖ и ЖСК. А это более 700 организаций по области. И всех нужно было убедить в необходимости сотрудничества. Теперь вроде бы необходимые договоренности достигнуты.
Кому выгодно?
Так кто же выиграет в результате очередной реформы? Вопрос далеко не праздный. Зачем все это предпринимали, если и «покупатель» и «продавец», как нас уверяют, чудесным образом не в накладе оба?
Монетизация льгот, очевидно, нацелена против неплательщиков за услуги ЖКХ. Ведь льгота теперь рассчитывается только после соответствующего платежа граждан, тогда как раньше она предоставлялась автоматически. Чтобы получить компенсацию, придется платить за квартиру не только периодически, но даже и чуть заранее. Только тогда, наверное, вам гарантированно успеют начислить компенсацию, и вы получите ее в самые сжатые сроки, то есть в следующем месяце. Иначе придется ждать. Однако нельзя не заметить, что реформа заденет и тех, кто и до того платил аккуратно. Ведь единовременно вынуть из кармана полную сумму платы за ЖКХ и отдать в ожидании будущей компенсации, наверное, не каждому льготнику (а это, прежде всего, инвалиды и ветераны) по силам…
С другой стороны, мы помним, чем обернулась монетизация льгот на лекарства. Людям дали какую-то сумму денег, которая почти не индексировалась в дальнейшем, а цены на лекарства растут и растут. То есть денежная компенсация у нас часто не поспевает за тенденциями на рынке, и страдают опять простые люди. Как будет решена данная проблема в случае с ЖКХ? Хотелось бы знать заранее. Люди беспокоятся и о том, хватит ли вообще средств на денежное обеспечение льготы в дальнейшем…