Гость январского номера – проектный менеджер, инвестор Денис Барышников.

Денис Борисович Барышников родился в Ульяновской области в 1973 году. Окончил экономический факультет Ульяновского филиала МГУ, получил степень executive MBA в Стокгольмской школе экономики.

В настоящее время является директором по проектному финансированию ГК «Волга-Днепр», генеральным директором Управляющей компании «ВолгаТехнопорт», учредителем проектов «Боулинг-центр», «Восточный экспресс», «Ленинские горки».

Женат.

– Денис Борисович, сегодняшние студенты знают: чем раньше начнешь совмещать учебу и работу, тем больше шансов добиться успеха.

– Не думаю, что существует единый для всех рецепт успеха, но разумное сочетание теории и практики в нем присутствует всегда.

На первом-втором курсах университета – а это было время «комков» – я, как и многие мои сверстники, занимался торговым бизнесом. В то время, в девяностые годы, активно формировались стартовые капиталы. Но на третьем курсе передо мной встала дилемма: либо зарабатывать деньги, забросив учебу, либо совмещать учебу с практикой в крупной компании, получать опыт управленца-менеджера. Я выбрал второе, начал работать в Группе Компаний «Волга-Днепр», где взял на себя кучу черновой работы. После вуза сразу влился в ряды управленцев авиакомпании, и уже в 22 года стал руководителем финансового отдела.

А если бы пошел по первому пути, то не получил бы такого количества опыта и знаний, которые всегда можно капитализировать и начать формирование собственного бизнеса.

– Как началась ваша карьера проектного менеджера?

– Мне стало скучно работать операционным руководителем. Менеджеры «среднего звена» меня поймут: бегаешь, как белка в колесе, с утра до вечера – одно и то же… «Проба пера» в качестве start-up менеджера произошла в 1998 году в ГК «Волга-Днепр» в процессе подготовки бизнес-плана регулярных грузовых перевозок по маршруту Китай – Россия – Европа. Мне это понравилось, и я начал активно искать себя в проектном управлении: это всегда что-то новое, интересное, амбициозное.

Кроме того, учеба по Программе МВА в Стокгольмской школе экономики (СШЭ) помогла провести «генеральную уборку» в голове, «снять шоры», разложить по полочкам бесценный семилетний опыт операционного менеджмента, посмотреть на бизнес-процессы в другом масштабе.

– Согласно международной деловой терминологии, частных инвесторов, вкладывающих деньги в проекты на этапе создания предприятия, называют business-angel. Для каких проектов вы стали «бизнес-ангелом», и в чем состояла ваша основная задача?

– Как start-up-manager я формулирую идею, доказываю, что это интересно и выгодно, прорисовываю бизнес-план, привлекаю компетентных управленцев и инвесторов, с которыми мы совместно заходим в бизнес. Берусь только за пионерные проекты, за идеи, которые в данной отрасли или регионе еще не реализованы. Очень часто путь к формированию бизнес-плана лежит через личные интересы или увлечения. Так в 2003 году в партнерстве с Александром Крутовым появился первый в Ульяновске боулинг-центр, в 2005 году – первый японский ресторан «Восточный экспресс».

– Надо полагать, идея парка активного отдыха «Ленинские горки» – следствие вашего увлечения горными лыжами?

– Да, лет семь назад я встал на горные лыжи, и мне это очень понравилось. В процессе разработки проекта объехал практически все ведущие горнолыжные комплексы России и Западной Европы. Все лучшее, что увидел, вписал в концепцию развития проекта. Наши «Ленинские горки» – это больше, чем горнолыжный курорт, это будет круглогодичный парк семейного отдыха, аналогов которому нет в России.

Уникальный проект реализован всего на треть, но, надеемся, что через два года парк приобретет свой завершенный облик.

– Как проект чувствует себя в условиях нестабильной зимы?

– Мягкие или суровые зимы, а также сезонность бизнеса одинаково больно бьют по операционным бюджетам всех горнолыжных комплексов. Нам пока тоже не просто, но у нас, в отличие от всех остальных, есть рецепт от этой «болезни». Уникальная транспортная доступность комплекса позволит реализовать «летний» проект и, соответственно, практически вдвое увеличить время сезона!

Месяц назад кафе «Веранда» открыло самый большой в городе банкетный зал с прекрасным видом на Волгу. Он круглый год открыт для выставок, конференций, семинаров, торжественных мероприятий и, в первую очередь, конечно же, для молодоженов!

После ввода в эксплуатацию кресельной канатной дороги на территории «Ленинских горок» появятся парк детских аттракционов, зверинец, мини-аквапарк, тобоган – спуск на санках по алюминиевой трубе – безопасный, но очень увлекательный аттракцион! Замечательное развлечение – летний тюбинг, спуск на тех же «ватрушках», что и зимой, но по специальному покрытию, у которого коэффициент скольжения, как у снега. Занимаемся проектированием альпийской тарзанки. На самом деле тематик много, в том числе, и для зимы, и для лета: санки, горные велосипеды, трициклы, горный картинг – все это в планах. Потенциал у комплекса огромный!

– А как вы переживаете финансово-экономический кризис?

– По-разному. Если говорить о посетителях комплекса, то их в этом году в два раза больше, чем в докризисном сезоне 2007-2008. А вот строительство кресельной дороги и самой длинной горнолыжной трассы пришлось заморозить. Денег на ввод их в эксплуатацию нет. Кредиты сейчас на нормальных условиях никто не дает, из инвесторов в социально-значимые объекты можно рассчитывать только на государство.

В настоящий момент мы обсуждаем с администрацией области варианты частичной продажи активов комплекса. Скорее всего, придется расстаться как раз с креселкой.

– Что получат жители Ульяновска от этого частно-государственного партнерства?

– Ввод в эксплуатацию ККД даст старт целому ряду проектов. Во-первых, пропускная способность горнолыжного комплекса увеличится в три раза, мы запустим самую длинную (700 м) трассу и откроем летний сезон.

Во-вторых, запуском кресельной дороги и нового моста обеспечивается хорошая транспортная доступность к нижней части парка Дружбы народов и набережной Волги, что позволит начать восстановление парка и развивать инфраструктуру спорта и отдыха на волжской набережной.

В-третьих, проект канатной дороги предусматривает ее вторую очередь, которая соединит парк Дружбы народов с центральным пляжем.

В-четвертых, областной комитет спорта планирует организацию «Центра зимних видов спорта», в бесплатных секциях которого будут заниматься порядка двух тысяч человек – по 15 дисциплинам зимних и летних видов спорта: горные и беговые лыжи, фристайл, прыжки с трамплина, бордкросс, горные велосипеды, роликовые коньки, скейтборды и т.д.

– Планируете привлекать на «Ленинские горки» иногородних туристов?

– Согласно правилам проектирования рекреационного бизнеса, временные издержки на приезд к точке отдыха должны быть меньше, чем время самого активного отдыха. После завершения строительства мы будем готовы обеспечить активное время отдыха на комплексе в течение четырех-пяти часов, тем самым, сделать «Ленинские горки» привлекательными и для жителей Самары, Тольятти, Казани, Сызрани, Саранска, Чебоксар. Когда на территории Ульяновска будет достроен «Автодром», то эти два проекта в комплексе создадут еще больший радиус охвата туристов. Ульяновск, находясь в центре Поволжского округа, может стать хорошим рекреационным хабом.

– Чем занимается возглавляемая вами управляющая компания «ВолгаТехнопорт»?

– Основная задача, которую поставили акционеры – Правительство Ульяновской области и Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК) – организация портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в аэропорту Ульяновск-Восточный.

ПОЭЗ – это мега-проект, мечта проектного менеджера, проект по организации множества других проектов. Уже сейчас в копилке управляющей компании полтора десятка бизнес-планов будущих резидентов: «Волга-Днепр-Техникс» с техническим обслуживанием и модернизацией самолетов, ряд дочерних предприятий ОАК с производством авиакомпонентов, компании, проектирующие грузовой авиахаб и т.д.

Премьер-министр Владимир Путин сделал нам долгожданный подарок к новому году, подписав 30 декабря постановление Правительства России о создании ПОЭЗ. Теперь телефоны «ВолгаТехнопорта» звонят, не умолкая. В ближайшие месяцы ждем в гости мировых лидеров в области технического обслуживания самолетов («Люфтганза Техник», «Сингапур Инжиниринг»), производителей авиаматериалов и компонентов Airbus, глобальные сетевые компании доставки грузов.

– Какие козыри выложите перед инвесторами?

– Во-первых, удачное месторасположение: Ульяновск находится практически на перекрестке воздушных дорог, около 19 процентов всего мирового авиационного трафика проходит по этим маршрутам. Мы можем решить основную проблему логистики – асимметричность транспортных потоков, когда самолеты либо фуры в одну сторону идут загруженные, а в другую пустые.

Во-вторых, «стоимость» квалифицированных авиаинженеров в Европе в три, а в Москве в два раза выше, чем в Ульяновске. Между тем, около 70 процентов себестоимости техобслуживания самолетов – это оплата труда квалифицированного персонала.

В-третьих, инфраструктура аэропорта – пятикилометровая взлетная полоса, ангары, покрасочный корпус, в которых можно обслуживать практически все типы самолетов. Рядом – «Авиастар-СП», кооперация с которым также интересна резидентам.

В-четвертых, налоговые преференции: нулевые налоги на добавленную стоимость, имущество, таможенные пошлины для всей деятельности, которая будет вестись на территории ПОЭЗ.

– Интересно узнать эволюцию ваших новых проектов. Что дальше?

– «На полке» лежит дипломная работа в СШЭ «Транспортно-логистический онлайн портал». Шведские профессоры-теоретики на защите ее высоко оценили – работа заняла первое место на курсе, а вот до практической реализации пока руки не доходят. Надеюсь запустить start up в этом году.

– Проект под названием «Бракосочетание Дениса Барышникова», который был реализован в прошлом году, тоже оказался в своем роде пионерным. Как вам пришла идея сыграть свадьбу на недостроенном мосту?

– Важно, чтобы я и моя супруга Татьяна всегда помнили об этом событии, а по мосту я езжу часто: у меня мама живет в Заволжье, там же находится часть моей работы. Мы понимали, что свадьба на мосту, который откроется через два месяца, будет единственной и неповторимой. Все это эмоционально приятно и положительно влияет на отношения.

Ко всему прочему, у меня день рождения 12 ноября, у Татьяны – 12 июня, а свадьбу мы сыграли 12 сентября на 12-й опоре моста, вот такой символизм. На мосту мы повесили огромный замок, закрыли его, а ключ выкинули в Волгу.

– А какие еще эксцентричные поступки вы совершали?

– В рамках учебы по программе МВА у нас была стажировка в Японии. А у японцев есть поговорка: «Глуп тот иностранец, который, приехав в страну Восходящего солнца, не попытается покорить нашу святыню – гору Фудзияму». За день до отлета в Россию я побежал в специализированный магазин, за час до закрытия купил снаряжение, прыгнул в электричку и отправился покорять горную вершину. В этом не было бы ничего неординарного, если бы я не пошел туда один в межсезонье – в ноябре, когда снежные бури, и туристов на вулкан не пускают.

– А еще какими-то видами спорта, кроме горных лыж, занимаетесь?

– Осваиваю кайтсерфинг, вейкборд, нравится фрирайд на сноуборде или горных лыжах по неподготовленным трассам, «целине».

– Пользуетесь социальными сетями?

– Да, социальные сети – удобное средство обратной связи с клиентами ряда проектов, что-то вроде виртуальной «Книги жалоб и предложений».

Вообще, ноутбук, iPhone всегда со мной, в них есть все, что мне нужно для работы.

– У вас есть любимая мужская игрушка – автомобиль, ружье или что-то в этом роде?

– ГАЗ-59 «Аннушка», доставшаяся мне по наследству. Внешне облик раритета я постарался сохранить, но внутри нее – новый «УАЗик».

– Кафе «Веранда», которое построено на «Ленинских горках» по типу альпийского шале, стало популярным место проведения новогодних и рождественских праздников. А вам какой сценарий празднования Нового года близок?

– У меня есть два любимых мультфильма – «Зима в Простоквашино» и «12 месяцев». И вот это то, что мне нравится в новогоднюю ночь: лес, изба, баня, большая поляна, костер, русское народное гулянье.

– А туристические маршруты вы выбираете по принципу: чем экстремальнее, тем лучше?

– В одной из песен Владимира Семеновича Высоцкого есть слова: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал». Я это трактую в широком смысле, в каком-то роде, это мой жизненный девиз: лучшие маршруты – это неизведанные, а лучшие бизнесы – те, которыми еще никто не занимался.

Татьяна Задорожняя