Полку университетских докторов наук прибыло. Соответствующая ученая степень присвоена заведующей кафедрой физической культуры Ирине Тимошиной. Студенты могут гордиться – только в УлГУ работу с молодежью курирует доктор наук.
— Ирина Назимовна, во-первых, позвольте вас поздравить.
— Спасибо. Событие тем более радостное, что защитилась я еще в конце 2008 года, более года ждала оформления необходимых документов. Это дольше, чем обычно, поэтому успела и понервничать, и посетовать на судьбу. Но, слава богу, работа – а у меня ее всегда много – не давала времени для переживаний. Я защищала диссертацию в Российском государственном педагогическом институте имени Герцена в Санкт-Петербурге, и вот теперь — доктор педагогических наук.
— Что греха таить, специалисты по физической культуре к науке не особо тяготеют. Как рано вы поняли, что она вам интересна?
— Я убеждена: работая в вузе, необходимо иметь ученую степень. Кандидатскую я защитила боле десяти лет назад. Когда в 1994 году пришла в университет, «остепененных» на кафедре физической культуры было мало, факультета не было и в помине. Я оканчивала факультет физвоспитания пединститута и как-то особо не связывала будущее с наукой. Но подружки стали одна за другой защищаться. Галина Гордеева, которая раньше работала в университете, а потом уехала в Питер в Военный институт физической культуры, предложила и мне. Позже она стала моим научным руководителем. Я, зная свою неуемную натуру, понимала, что, если возьмусь за то, что мне интересно, непременно выполню работу на «отлично». И в результате кандидатская получилась хорошая, в Военном институте физической культуры мне предложили стать соискателем докторантуры. После получения степени кандидата продолжила работу, и в 2002 году уже защитились мои первые ученики: преподаватели кафедры физической культуры УлГУ Ольга Быстрова и Иван Купцов.
— Какой теме вы посвятили свои исследования?
— С самого начала занималась темой физкультурного образования различных категорий граждан, оздоровительными технологиями на основе аэробики, ритмики – тогда это было очень модно. В 1999 году на факультете физической культуры и реабилитации открылась специальность «Адаптивная физическая культура», и мне предложили разработать курс лекций по теории и организации этой дисциплины. Тогда поняла, как мало разработок по этой теме. Использовала результаты своих исследований – у меня к тому времени вышло несколько методичек, публикаций в ВАКовских журналах. От здоровья женщин, которым поначалу занималась, перешла к студентам, молодежи, лицам с отклонениями в состоянии здоровья. С помощью коллег по кафедре стала развивать это направление, постепенно накопился материал для докторской. Она посвящена адаптивному физическому воспитанию детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях.
В настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения через физическое воспитание определена одним из приоритетных направлений модернизации образования. В последние годы отмечается неуклонный рост заболеваний у детей и подростков. По данным статистики, абсолютно здоровые дети составляют 10–12 процентов от общего числа школьников. Количество функциональных нарушений выросло в 1,5 раза, случаев хронических заболеваний — в два раза, значительно увеличилось число школьников, имеющих несколько диагнозов. Детям и подросткам с отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющим особенно необходима двигательная активность. А у нас по причине слабого здоровья освобождены от занятий физической культурой около миллиона школьников. В докторской диссертации я проанализировала состояние процесса физического воспитания в детских садах, школах и вузах Ульяновска, разработала модель адаптивного физического воспитания в образовательных учреждениях.
— Есть мнение, что женщине делать научную карьеру сложнее…
— Да, я это почувствовала. А уж молодой женщине! Многие относятся с недоверием, не воспринимают всерьез. Одна авторитетная дама так и сказала на защите: «Я свою докторскую защитила в 60 лет, не рано ли вы взялись за это?» Я человек энергичный, если хотите — импульсивный. Не зря столько лет работаю с молодежью. Может быть, от них переняла восприятие жизни как некой игры. Меня это занимает, поэтому и результат есть. А спустя годы, кто знает, может, увлекусь чем-то другим. Так что нужно все делать вовремя, пока есть возможности и желание.
— После реализации столь масштабного проекта нет ощущения пустоты? Или уже наметили себе новые цели?
— Мне некогда думать о пустоте, я вся в работе, и как заместитель начальника управления по молодежной политике и социальной работе, и как заведующая кафедрой. Готовлю новые учебно-методические пособия, потому что наука постоянно движется вперед. Две монографии у меня уже есть, есть мечта выпустить методичку с грифом УМО. Это позволит распространить свой опыт по всей стране, и я буду рада, если мои наработки помогут другим. Читаю лекции, готовлю учеников к защите диссертации, и каждый раз переживаю больше, чем они сами. Наша кафедра – самая большая в университете, мы обеспечиваем учебный процесс на всех факультетах вуза. Так что дел много. Да и мои подопечные – активные талантливые студенты, у них всегда масса идей, — не дают мне скучать. Заряжаюсь от них энергией.