Зима самое тяжелое время года для людей, не имеющих крыши над головой. Замерзшие, грязные, голодные и пьяные бомжи слоняются по улицам, шарят по помойкам в поисках всего, что можно сдать на приемные пункты. В это время они, выброшенные на помойки страны, строящей демократическое государство, наиболее социально опасны. И наиболее социально обездолены. Если уровень жизни любого общества определяется по уровню жизни самых обездоленных, самых слабых его членов, то бомжи являются своеобразным отраженьем действительного уровня жизни населения нашей области.

От них никуда не деться

Просто так отмахнуться от проблемы бомжей просто невозможно. Они посещают места массового скопления людей, магазины, ездят в общественном транспорте. Присел такой бомж на сиденье в трамвае, а после него сели вы и – готово! Домой вы принесете нескольких вшей, которые чрезвычайно быстро плодятся. Взялся бомж за ручку входной двери магазина и вы приносите домой чесотку. Потом всей семьей будете чесаться, и гадать, откуда что взялось, ведь у нас вся семья такие чистюли?!

Это никакие не выдумки. Если с вами подобного еще не случалось, это вовсе не гарантирует того, что такое с вами не произойдет уже завтра. Статистика санэпиднадзора фиксирует еженедельно в области до 3035 случаев педикулеза. Из общего количества людей, пораженных педикулезом, количество детей стабильно составляет более половины. А ведь вши и чесотка далеко не самое неприятное, чем могут нас в повседневной жизни походя наградить бомжи.

На первый взгляд, бомжи это некая периферийная проблема. Однако экономические реалии нашего времени, рост безработицы, социальная политика, проводимая властями, дают основания для прогноза о том, что в ближайшие годы темпы роста количества бомжей будут только увеличиваться. Понимание этой угрозы есть во властных структурах. В последние два года даже были предприняты кое­какие меры, если не для полного решения проблемы, то хотя бы для сдерживания ее роста. Что из этого получилось?

Люди без статуса

До начала 2008 г. социальные работники Ульяновской области вообще не занимались проблемой бомжей. Свое бездействие они объясняли тем, что поскольку у бомжей нет никакого юридического статуса, как, например, у пенсионеров или инвалидов, то они, чиновники, как представители государственных органов, не имеют никакого права ими заниматься. Это говорилось в то время, когда в других регионах России проблему бомжей уже решали. В Москве работали Центры для бездомных, которые являются не только санпропускниками. В Центрах распределяют между бомжами одежду и еду, полученные по линии благотворительности, лечат их, а также предоставляют ночлег, что особенно важно зимой.

Только в феврале 2008 г., после того, как губернатор Сергей Морозов утвердил «Перечень мероприятий по профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства на территории Ульяновской области на 20082010 годы», ульяновские чиновники от соцзащиты получили юридические основания для решения проблемы бомжей. Для реализации программы правительство области выделило около 42 миллионов рублей на 20102011 годы. Однако «Перечень…» стимулировал чиновников лишь на самые слабые подвижки в сторону решения проблемы. Да и эти подвижки более похожи на имитацию деятельности.

За весь 2008 г. в учреждения социального обслуживания было помещено 17 человек, ранее судимых, не имеющих постоянного места жительства. Еще 13 человек были помещены в специальные учреждения за 9 месяцев 2009 года. Эти 30 человек явно только что отсидели сроки в местах лишения свободы и имели при себе документы. Их обустройство осуществлялось также явно по настоянию правоохранительных органов. Судьбой остальных, не прибывших из мест лишения свободы, по прежнему никто не занимается. И это при обилии бомжей слоняющихся по улицам городов и поселков Ульяновской области. Даже примерное их количество сегодня не могут назвать ни социальные службы, ни правоохранительные органы.

Крыша для бомжей

Главными тормозами на пути решения проблемы бомжей являются отсутствие специализированных структур, которые должны ими заниматься, и отсутствие необходимых помещений для предоставления хотя бы временного жилья бомжам. Сейчас соцчиновники рекомендуют бомжам обращаться в домаинтернаты в селах Репьевка и Акшуат. Как бомжи туда смогут добраться, никто не знает. Но, самое главное заключается в том, что помощь здесь оказывается только лицам, достигшим пенсионного возраста и инвалидам. Т.е. людям, имеющим все тот же статус. Как быть бомжам, которые не имеют вообще никаких документов, чиновники от соцзащиты умалчивают.

В марте 2009 г. было заявлено, что областные власти намерены построить специальную социальную гостиницу для бомжей. О такой гостинице власти ведут разговоры уже несколько лет. Однако максимум, что было сделано за время разговоров, так это всего лишь несколько социальных коек в Димитровграде. К тому же, речь шла о строительстве объекта, рассчитанном всего на 50 человек.

На строительство социальной гостиницы были заложены деньги в бюджете. За 2008 2009 г.г. мэрия Ульяновска смогла предложить, а областной Департамент соцзащиты сумел обследовать лишь три здания, в которых предполагалось обустроить Центр социального обслуживания. Все три варианта в силу разных причин были отвергнуты. Лишь в ноябре 2009 г. был решен вопрос о выделении для создания Центра здания бывшего детсада на ул. Калнина, 5а.

Далее, как обычно, последуют неспешные подготовительные работы по оформлению здания для передачи его Департаменту соцзащиты, на проектирование его реконструкции, сама реконструкция и т.д. Все это грозит растянуться не на один год. К тому же, здесь одновременно можно будет разместить сотню, максимум, полторы сотни человек. Для «галочки» в отчетах и для демонстрации высоким заезжим гостям это как раз то, что нужно. Но не для решения проблемы. Так что неприкаянные бомжи еще долго будут слоняться по городским улицам и помойкам, разнося инфекции, приворовывая и, в конечном счете, умирая там, где придется. И долго еще их повседневная жизнь будет отражать истинные реалии нашего общества.

Константин СЕМИН