Прислушайтесь: из кабинета русского языка и литературы льется божественная мелодия из пьесы Э. Грига «Утро».

А если заглянуть в чуть приоткрытую дверь класса, то можно увидеть спроецированные на доску слайды, сопровождающие эту композицию.

Великолепные фотоснимки восхода солнца сменяются картинами пробуждающейся природы. Удачно подобранный фото-ряд помогает ученикам, которые трудятся над сочинением описательного типа, лучше понять это произведение и выделить в нем четыре смысловые части. Школьники в звуках мелодии слышат пение птиц в лесу и журчание ручья.

Использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет ребятам постичь самый трудный из всех видов сочинений – описательный. А именно умение, увидев природу или услышав музыку, описать их, свои чувства и эмоции, способность подобрать для этого правильные слова развивают в целом речь каждого ребенка.

Над этой задачей много лет трудится учитель русского языка и литературы школы №15 Наталья Ивановна Кушнаренко. Ее педагогический стаж составляет уже 27 лет, из которых 24 года она работает в этой школе. Начинала же Наталья Ивановна в школе №38, где три года работала в должности старшего пионервожатого и преподавала русский язык.

Наталья Ивановна не представляет, в какой другой сфере она могла бы работать. Быть учителем – это осуществленная детская мечта.

– Сколько себя помню, я всегда хотела быть педагогом, – вспоминает Наталья Ивановна. – Мы жили в коммунальной квартире, и у наших соседей были дети моложе меня на четыре года. Мы все время с ними играли в школу, я их учила, а они меня слушались и выполняли задания.

Система работы над сочинением описательного типа речи всегда привлекала Наталью Кушнаренко. На протяжении многих лет она совершенствовала методику организации и проведения занятий. Сейчас компьютер позволяет сделать уроки наиболее интересными и помогает детям творчески подойти к таким занятиям. Ею разработан комплекс уроков развития речи для учеников 5-8 классов с использованием информационных технологий, подготовлены методические материалы для предметов эстетического цикла: сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел»; сочинение по картине А.А. Пластова «Сенокос»; сочинение по пьесе Э. Грига «Утро»; сочинение-описание натюрморта Б.В. Щербакова «Фрукты».

Свои опытом заслуженный учитель Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей России в 2009 году Наталья Кушнаренко делится с коллегами, регулярно проводит открытые уроки.

Наталья Ивановна – лучший друг своих учеников. Она как классный руководитель уже сделала три выпуска, сейчас у нее девятиклассники, с которыми она занимается с пятого класса. Куда только она ни ездила на каникулах со своими ребятами! Они побывали в Казани, в Болдино, посетили Москву, путешествовали по «Золотому Кольцу». А сколько походов в музеи и театры нашего города было – и не сосчитаешь. Своих ребят Наталья Ивановна водит на все премьеры в драм-театр. И эти совместные походы так полюбились им, что, покинув школу, выпускники звонят своей классной руководительнице и просят назначить дату, когда они все вместе пойдут в театр.

Дружно приходят ее ребята на встречи выпускников, забегают и просто так «на пять минут» – поговорить, посоветоваться и просто поздороваться.