При подборе материалов к истории села Карлинское меня насторожил один факт, который послужил отправной точкой более тщательного изучения истории строительства сторожевой линии, идущей от реки Барыш до Суры в западном направлении и к Волге – в восточном.

Факт этот состоит в том, что полковых казаков с реки Карлы перевели на сторожевую службу в Куралов городок. Переведенцы 1648 и 1649 годов из других мест начинают обустраиваться заново, а вот карлинских казаков поселили в ранее обустроенном Кураловом городке. О том, что его построили раньше и не специально для карлинских переведенцев, говорит само название – Куралов городок. Не Карлинский городок, а Куралов. Может, некогда это был сторожевой караульный городок? Караульный со временем превратился в Куралов городок. Это всего лишь предположение, и оно, за неимением другого, имеет право на существование.

С течением времени крепостное сооружение под названием Кура-лов городок исчезает, постепенно исчезает и название его, которое все более утверждается как Карлинская слобода.

Встречается еще одно название – Кухарево. Возможно, что Куралов (Караульный) городок строился в далеком прошлом вблизи или на месте уже имеющегося селения под названием Кухарево? Это нельзя утверждать однозначно, но нельзя это предположение и игнорировать. Караульные городки возводились вблизи «земляного вала» и рва, ему сопутствующего. Все переведенцы были обустроены вблизи уже имеющейся сторожевой линии, которая, по некоторым данным, была сооружена еще во времена Ивана Васильевича Грозного.

Ни у кого не вызывает сомнений дата начала строительства Симбирска как города, т.е. крепости. Все исследователи ссылаются на «государев указ и боярский приговор», в котором говорится: «15 (1648 г.) февраля в 10 день указал государь, и бояре приговорили: арзамасцам и нижегородцам и иных городов дворянам и детям боярским, и князьям, и мурзам, и татарам быть на государевой службе с окольничим и воеводою, с Богданом Матвеевичем Хитрово… на стене города и всякие крепости устроить до приказу воинских людей заранее с весны…».

Симбирский исследователь конца XIX-начала ХХ столетий Мартынов П.Л. пишет: «… окольничий Хитрово «с товарищи» прибыл на место своего назначения в… 1648 году и немедленно приступил к исполнению царского указа, положив прежде всего основание городу…». У него же находим, что Симбирск «в 1652 году… был уже совершенно отстроенным городом».

И Мартынов, и другой историк Симбирска Суперанский М.Ф. утверждают, что после основания Симбирска Хитрово повел «черту» к городу Карсуну, «который за год до того был им построен на реке Барыш». Трудно уяснить это утверждение в силу того, что Хитрово уже в сентябре убыл в Москву. Кроме того, что же означает: «повел черту»? Во многих публикациях XIX века это словосочетание встречаются как «повел черту городов» или, просто, «черта городов», а у Мартынова – «повел черту (т. е. вал со рвом и небольшими городками)». Заметим, что это единственное свидетельство того, что «повел черту» – в числе прочих дел и сооружение вала со рвом, но ни в одном документе об этом не говорится.

Ни в указе 1647 года, где сказано о том, что «стольник наш и воевода Богдан Хитрово» и Карсунскую засеку учинил, два города и четыре острога жилых устроил, ни в государевом указе от 10 февраля

1648 года нет ни слова ни о рвах, ни о насыпке валов. Что это – забывчивость воевод или ошибка дьяков, или небрежность писарей, упустивших одну из важнейших составляющих оборонительной линии? Ни то, ни другое, ни третье. Вероятнее всего, что ни насыпать валы не нужно было, ни рвы копать, ибо сооружены уже были они однажды, во времена далекие.

Многое в истории строительства сторожевой линии проясняют события, связанные с основанием города Карсуна.

Один из исследователей истории Симбирского края Красовский В.Э., уточнивший дату строительства города Карсуна, приводит этому веские доказательства, из которых видно, что заложенный в первом полугодии 1647 года город в начале второго получает уже крепостные орудия. Это так, но город возник не на пустом месте. Еще в 1571 году царь Иван Васильевич, желая наладить сторожевую службу и укрепить юго-восточную границу Московского государства, приказал боярину Воротынскому собрать сведения о состоянии укреплений.

По мнению Воротынского, самой восточной сторожевой линией оказалась Мещерская, которая начиналась от реки Барыша, притока Суры, и тянулась на запад. Для несения сторожевой службы высылали из Алатыря по шесть человек, «а беречи им между речки Барыша и Сурского на пяти верстах». На месте этой сторожи, как предполагают исследователи, и был заложен город Карсун.

О наличии защитных сооружений, имевших место в восточном от Карсуна направлении, говорят многие источники, в которых упоминается некая симбирская линия.

«В Симбирском архиве старых дел найдено в строительной книге 7161 и 7162 годов (1653 и 1654), что эта линия в 1647 году была возобновлена починкою рвов, нарубкою ряжей и постановлением острожного тына по разным местам Симбирской черты и городам тогда бывшим: Уренску, Тагаю и Юшанску не вновь заводилось строение оных, которое существовало прежде, как это можно видеть из описания Большой линии, проходившей по продолжаемой при Федоре Иоанновиче боярином Одоевским, для защиты от крымских и белгородских орд», – пишет Суперанский М.Ф.

А вот и сам документ, который для нас имеет особое значение.

«По Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича… велено стольнику и воеводе Петру Андрееву сыну Измайлову, да Роману Ефимову, подле Синбирского земляного вала, и Симбирской черты городов, острожное дело делать, другую половину, до Карсунской черты, до реки Барыша… И то Государево острожное дело, другая половина, мая с 18 числа прошлого 161 (1653) года, сентября по 21 число нынешнего 162 (1654) года, по Государеву указу сделано… И всего государева острожного дела другая половина сделана; и меж того острожного дела в разных местах на речках и на болотах… на прежние тарасы нарубили вновь тарасами же, а в иных местах сделаны все новые тарасы и на каменистых местах, для крепости, тарасы острогом оставили… И против того государства… дела и тарасов вычищены и во рву худые осыпные места для крепости плетнями закрепили…».

В данном документе прямо говорится о ремонтных работах «подле Синбирского земляного вала и Симбирской черты городов», когда «на прежние тарасы нарубили вновь тарасами» или «сделаны все новые тарасы», а также «вычищены и во рву худые осыпные места для крепости плетнями закрепили».

В некоторых исследованиях XIX-начала XX столетий говорится, что сторожевая линия, идущая от Симбирска, была закончена в 1654 году. Да, действительно, она была закончена возобновлением, но ничуть не новым строительством. При этом необходимо сделать поправку на старинный календарь: в документе говорится о начале работ «мая с 18 числа… 161 (1653) года», а конец наступил «сентября по 21 число… 162 (1654) года», и несведущий человек посчитает, что ремонт шел почти полтора года. На самом же деле работы шли лишь четыре месяца, ведь новый, 162 год, наступил в сентябре.

Опираясь на факты, можно сделать вполне определенный вывод, что сторожевые линии – и Карсунская, и Симбирская – существовали задолго до основания Симбирска, и сооружение их было никак не позднее событий, последующих за взятием Казани и присоединением Казанского царства к Московскому государству.

Становится ясным и появление на Свияге Куралова городка.

Примечание. Тарасами называются четырехстенные срубы, наполненные песком, землей, камнями. Соединенные между собой скобами или «сшитые» бревнами, они составляли стены городов.

Платонова Елена