В Центре А.А. Пластова открылась выставка 20 уникальных акварелей Дмитрия Архангельского из собрания семьи Пластовых.

Дмитрий Иванович Архангельский (1885-1980 гг.) запечатлел в графике и акварелях наш старинный волжский город. В его работах Симбирск предстает перед нами во всем очаровании своей нетронутой временем патриархальности, увы, давно утеряной. Тихие немощеные улочки с деревянными домами, часто утопающие в садах; храмы, архитектурно «звучащие» на высоких нотах; еще не утратившая первозданности Волга с пристанями, с речными судами от лодок до колесных пароходов… Немудрено засмотреться на такую красоту и благодаря Архангельскому очутиться в том далеком времени.

Не только славу художника имел Дмитрий Иванович в родном городе. Он был краеведом, собирателем старины. А еще – замечательным педагогом. Архангельский оставил своеобразное руководство для начинающих живописцев. Вот как он описывал процесс своей работы над акварелью:

«Заберешься в глушь, выберешь интересное место и начинаешь рисовать. Рисую я подробно, не тороплюсь, особенно передний план. Потом вглядываешься и запоминаешь общий тон всей картины природы. Пишу сейчас же по приходе. Слабым (жидким общим) тоном заливаю рисунок и по сырому вписываю даль. Она слегка расплывается и дает картине глубину; деревья, ветки и другие подробности я пишу после всего. Часто, как только окончишь писать, сходишь на воздух, проверить себя и цвета этюда. Чаще всего начинаешь новый этюд…».

Не удивительно, что именно Дмитрий Иванович стал первым учителем и открывателем таланта будущего великого русского живописца Аркадия Пластова. Это произошло в 1908 году, когда Архангельский преподавал в Симбирской духовной семинарии. Пластов, который учился там, позднее вспоминал: «Я был отмечен им с первого же урока. От него я впервые узнал о передвижниках, о мире искусства, о Третьякове. Чудесный мир прекрасного стремительно развертывался передо мной… Трудно сейчас вспомнить за давностью лет, как это произошло, но художником я стал именно… с этих памятных годов…».

Пластова и Архангельского потом долгие годы связывали тесные дружеские связи. И в семейном собрании Пластовых до сих пор хранятся акварели Дмитрия Ивановича. Многие из них вошли в книгу-альбом с репродукциями его произведений с видами родного города и родной земли, изданной три года назад.

На выставке в Центре А.А. Пластова можно увидеть акварели, которых нет в названном издании и которые наверняка никто из современных зрителей не видел. Так что маленький вернисаж станет настоящим открытием для любителей прекрасного и поклонников творчества Архангельского.

20 его акварелей – это работы разных лет. В них Дмитрий Иванович остается верным себе: природные и деревенские пейзажи в разные времена года, самые красивые и уютные уголки Симбирска, кипение жизни на Волге… Виды неяркие, часто – немного притененные легкими облачками, но всегда нежные и лирические.

Обращает на себя внимание панорама Прислонихи, помеченная 1910 годом. На двух склееных листах – ряд крестьянских сереньких домишек, на которые наступает веселая зелень раннего лета из разнотравья и посадок картофеля. Своеобразный гимн гармонии природы и человека…

Неожиданным для зрителей станет постижение Архангельского как миниатюриста. На стенде 1916 года помещены маленькие акварельки, некоторые – размером с почтовую марку. На них – пейзажи, удивляющие тонкостью и точностью изображения, яркостью красок. Похоже, что художник писал их кисточкой толщиной в волосок.

На открытие выставки в Центр А.А. Пластова пришли юные художники из городской детской художественной школы. Для них творчество Архангельского – возможность прикосновения к миру необыкновенно интересного и своеобразного живописца.