Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».
Власти Ульяновской области всерьез намерены сделать из своего региона центр авиастроения России. Здесь готовятся к производству даже «летающих тарелок» – дирижаблей характерной формы, способных перемещать по воздуху груз весом до 600 тонн.
Правительство Ульяновской области утвердило концепцию пятилетней областной целевой программы по созданию летательных аппаратов типа «дирижабль», предназначенных для перевозки особо сложных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По словам регионального министра экономики Олега Асмуса, реализация этого проекта позволит создать принципиально новое универсальное транспортное средство – аэростатический термобалластируемый летательный аппарат (АТЛА), названный «летающей тарелкой» из-за дискообразной формы. АТЛА (в теории) имеет высокую грузоподъемность, низкий расход топлива, практически неограниченную дальность и продолжительность полета и не требует наличия аэродромов. По мнению ульяновских властей, такой летательный аппарат найдет широкое применение в энергетике и энергомашиностроении, нефтяной и газовой промышленности, геологии, в области охраны окружающей среды и при аварийно-спасательных работах. Объем инвестиций областной целевой программы по созданию «летающих тарелок» из разных источников предполагается в размере около 3 млрд рублей. При этом, как подсчитали чиновники, будет создано около 800 рабочих мест, и казна будет дополнительно пополняться (за счет налога на прибыль) на 120 млн рублей в год.
Давняя мечта
На первый взгляд эта идея имеет пересечение с реальностью только в точке «зарывания в землю» бюджетных денег (точнее, распыления их в воздух). Пик дирижаблестроения в мире пришелся на 1920−1940 годы. Их применяли широко: от перевозки пассажиров и грузов до ведения разведки и бомбардировок. Сейчас этот вид летательных аппаратов если и используется, то либо в рекламных, либо в развлекательных целях. Однако в Ульяновске упорно продолжают вспоминать, что именно на местном авиазаводе (ныне «Авиастар-СП», является одним из опорных предприятий Объединенной авиастроительной корпорации) в конце 80−х – начале 90−х годов прошлого века по заказу советского Госплана реализовывался проект «Термоплан», который подразумевал серийный выпуск АТЛА для освоения труднодоступных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1991 году здесь даже была собрана первая «тарелка» диаметром 40 метров и высотой 16 метров. Однако с распадом СССР проект был свернут.
Возрождение «ульяновских дирижаблей» произошло летом прошлого года на авиасалоне МАКС-2009. Компания «Локомоскай» (ЛС, входит в группу компаний «Метапроцесс»), которая с 2006 года занимается проектированием и строительством дирижаблей, продемонстрировала на авиасалоне модель грузовой «тарелки» диаметром 7 метров и грузоподъемностью 20 кг, которая два часа уверенно «патрулировала» окружающее пространство. Там же губернатор региона Сергей Морозов и председатель совета директоров ЛС Кирилл Лятс подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства АТЛА «Локомоскайнер». По условиям соглашения, в течение 2010 года ЛС при поддержке правительства области изготовит экспериментальный образец аппарата (предположительно диаметром 50 метров) на имеющейся в Ульяновске промышленной базе. Положительные результаты испытаний прототипа позволят перейти к созданию линейки аппаратов большой грузоподъемности (вплоть до 600 тонн), выпуск которых будет возможен на специализированном сборочном предприятии, строительство которого «Локомоскай» предполагает осуществить в Ульяновске. «Мы надеемся на то, что появится федеральная целевая программа по созданию этих летательных аппаратов, поскольку дело действительно государственное. Может быть, в Европе задач для них не так много, но в России их масса. К примеру, на Севере не нужно будет строить временные дороги к небольшим нефтяным месторождениям, что нерентабельно. Подобный проект приведет к серьезной экономии средств», – заявил по этому поводу прессе генеральный директор «Локомоская» Виктор Прохоров.
Причем сама идея «Локомоскайнера» очень близка к тому, что пытались делать на Ульяновском авиазаводе 20 лет назад. АТЛА означает, что в конструкции летательного аппарата есть две полости, одна из которых заполнена традиционным гелием, а вторая – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. А это приводит к тому, что такой летательный аппарат избавлен от болезни классических дирижаблей – причаливания на значительной высоте к специальной башне (причальной мачте). Вместо этого он может вертикально взлетать и садиться на какую угодно площадку. Дискообразная форма нового дирижабля позволит ему сохранять устойчивость при «зависаниях» при порывах ветра скоростью до 20 метров в секунду, но при этом «на ходу» развивать скорость до 110 км/ч. Наконец, главное преимущество «летающей тарелки» перед вертолетами и самолетами – грузоподъемность. По расчетам специалистов ЛС, аппарат диаметром 250 метров сможет поднять груз до 600 тонн и транспортировать его на дистанцию от 250 до 3 тыс. км. По сути, это гигантский воздушный кран, который может стать незаменимым помощником нефтяников, газовиков, энергетиков, транспортников, строителей в труднопроходимых местностях.
Полет на Луну
По мнению Сергея Морозова, в покупке «Локомоскайнеров» уже сейчас заинтересованы десятки газодобывающих компаний. Но у ЛС сейчас нет ни одного дирижабля «на продажу». Прототип «летающей тарелки» с человеком на борту еще предстоит построить в этом году, испытать его по программе испытания летающих аппаратов, сертифицировать. И только потом – минимум через три-четыре года – можно будет говорить о его запуске в серийное производство. Причем процесс испытаний и сертификации летательного аппарата стоит значительно дороже, чем сама машина.
С этой точки зрения промышленная эксплуатация в конце будущего года 250−метровой «летающей тарелки» ульяновского производства, о которой как-то говорили региональные власти, выглядит откровенной фантастикой. Хотя, по сути, ульяновские власти-то при этом ничего не теряют – полетит ли «тарелка» завтра, через год, через пять лет или не полетит вообще – это риск «Локомоская», который будет вкладывать (или не будет вкладывать) деньги в создание соответствующей производственной базы в Ульяновске для производства современных дирижаблей.
Однако есть одно «но», которое может превратить этот проект в реальность. Ульяновские власти все чаще пытаются позиционировать свой регион как центр гражданского авиастроения страны. В этом им активно подыгрывает руководство Объединенной авиастроительной корпорации, под крышу которой сейчас собрано больше 80% отечественных авиастроительных заводов. За последние полгода в отношении «Авиастара-СП» было принято как минимум четыре федеративных решения, подтверждающих эту политику. В июне ОАК объявила о намерениях возобновить в Ульяновске серийное производство крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124−100 («Руслан»). Это единственная в мире машина, которая при взлетном весе около 400 тонн может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более 3 тыс. км. В 2003 году и в России, и на Украине (на киевском заводе «Авиант») производство «Русланов» было по политическим причинам остановлено, и «отложенный спрос» на эти грузовики, по оценке аналитика ИК «Финам» Константина Романова, сейчас составляет более сотни машин в ближайшие девять лет.
Двумя месяцами позже «Авиастар-СП» приступил к изготовлению первого серийного самолета Ту-204СМ, который наравне с региональным пассажирским самолетом SSJ-100 объявлен правительством приоритетным отечественным авиастроительным проектом. С 2011 года самолеты этой серии начнут поступать заказчикам, постепенно вытесняя из отечественного авиапарка и «отлетавшие» Ту-204, и зарубежные среднемагистральные аналоги. Под новый год правительство разрешило открыть в регионе особую портовую зону на территории аэропорта Ульяновск-Восточный, куда сразу устремились резиденты, связанные с авиапроизводством, авиаобслуживанием и авиаперевозками.
И, наконец, две недели назад ОАК и региональное правительство подписали соглашение о строительстве нового завода в Ульяновской области по производству деталей самолетов из полимерных и композитных материалов (ПКМ, их еще называют «черные» конструкции из-за характерного цвета полимеров). Через три года в Ульяновске будут делать ПКМ-крылья для находящихся в разработке среднемагистрального самолета МС-21 и новой модификации самолета Sukhoi Superjet. Помимо крыльев, по мнению ОАК, в Ульяновске могут быть организованы производство и сборка из композиционных материалов центропланов и хвостового оперения этих моделей гражданских самолетов.
Таким образом, выбор Ульяновска для производства «летающих тарелок» вполне оправдан. Да и в качестве производственной базы для их сборки, очевидно, предполагается использовать цеха входящего в ОАК «Авиастара-СП». Другой вопрос, что хотели бы того ульяновские чиновники и конструкторы «новых дирижаблей» или нет, но проект этот сам по себе в условиях российской действительности выглядит маниловщиной. А без участия государственной авиастроительной корпорации (финансового и организационного) и вовсе превращается в фантастику. Однако об участии ОАК в проектировании, строительстве, испытаниях и сертификации «летающих тарелок» пока ничего не известно.
Дедушка
Кластер – так кластер.
сталкер
cirillica, спасибо….
Стыдно, очень-очень стыдно…
Timur
cirillica просьба впредь воздержаться от настолько бессодержательного хамства
Циолковский
Научитесь господа для начала снег чистить в городе, а то терелки преземляться не смогут!!::(((
вот что вам люди в блогах пишуть
Как не стыдно, товарищи! Выборы же провалите! Дворы завалены снегом полностью!!! А вы все летающие тарелки изобретаете. Изобретите еще парочку снегоуборочных машин. В Самару позвоните, арендуйте. В Москву, в конце концов. У вас же партия реальных дел. Или это не у вас? А то я запутался..
Хамло трамвайное
Смеётесь?
Смейтесь…
А между… а ну его всякую высокопарность… не на то я Хамло трамвайное…
В общем… с Авиастара вчера толпа конструкторов (вместе с дирижоплем) отвалила в Нерезиновск.
А между… а ну его всякую высокопарность… не на то я – Хамло трамвайное…
Ы!
Тире забыл.
Маркетолог
ОАК к этому проекту не будет иметь никакого отношения.
Цель создания ОАК – консолидация в одних руках всех госактивов в авиастроении, установка контроля над финансовыми потоками, а также поиск путей санирования долга в 60 миллиардов, который висит за этими активами. И им не до новых идей и проектов – им бы со старыми долгами разобраться.
Проект локомоскайнера – красивый но имхо слегка бестолковый, если бы нефтянники действительно вожделели его – давно бы профинансировали реализацию. Если же даже потенциальные заказчики не готовы вкладываться в проект … видимо не так он и востребован.
Игорь
Идея хорошая но видимо пока только идея… Поэтому никто не хочет вкладывать деньги в опытное производство.. Вдруг идея с термобаластированием не сработает свосем или не в полном (расчетном) объеме??? Кто тогда вернет деньги???
Маркитану
В МУС АТП у Морозова батя работал? На отстреле собак, или на вывозе бытовых отходов? А дедушка часом у него не Шмондером был?
Хорошо быть осведомлённым в генетическом формировании генотипа , эта информация многое объясняет)))) вот ведь семейная династия)))
Маркетолог
анони…му
Смотрите телевизор внимательно, а не для того, чтобы успеть плюнуть в появившееся лицо Пинкова.
В том же репортаже показывали машину, на которой Морозов-старший ездил, причём она там в автопарке оказывается ещё и не самая старая …
Расчетливая Улпресса
просила разместить объявление по проблеме детских садов, видать забоялись… Или денег захотели, вот вам… и свободный независимый портал, вот вам и девиз и лозунг.
Маркетолог2
А чё вы Морозов на Клинта Иствуда похож, вы чё не замечали. Такой же крутой и всегда на стороне добра! Да.
Маркетолог
анони..мам, докопавшимся до Морозова-старшего
Разговор как вы понимаете шёл о снегоуборочном автопарке, и рукой в кадре махнули на древний ЗиЛ с бочкой и плугом.
Timur
"Расчетливая Улпресса" – это собссна о чем речь?
Тимуру
А что непонятного в моем сообщении? я же написала, что просила Улпрессу разместить объявление на сайте, мне было отказано , отправила Тимур вам на е-майл. Не разместили по каким причинам?? Потому что я обыкновенный житель и у меня нет денег на это? потому что я борюсь за права своей дочери, а вам интересна только политика? 10 марта в 9 утра мамы деток, которых не берут в садик, назначили встречу с правительством области. Хотела воспользоваться вашим "свободным" ресурсом. Не получилось, между прочим и телевидение и другие СМи откликнулись поднять эту проблему совместно с нами. В отличие от "расчетливой и просчитанной Улпрессы".
Timur
К чему столько пафоса? Передадим Ваш текст начальству – пусть читают.
Тимуру
И в чем же по Вашему пафос? Я просто иринозирую по поводу провозглашенной вами свободной площадки для обсуждения, по поводу открытости и того, что вы стараетесь быть объективными. Ежов цитирует Медведева, предлагает постоянно информационную открытость, а как дошло дело до реального размещения одного малюсенького сообщения, так это у него сразу начался пафос!
Timur
А свободная это по вашему вы прислали что то и мы обязаны это поставить? Разместим в любом случае, насчет первой – не обещаем, зависит от значимости.
Вредный
Сын после получения домашнего задания, написать сочинение об освоении воздушного пространства, спросил отца. "Пап, а как правильно написать "сратостат" или "стратосрат"? Отец не желая упасть в грязь лицом, посоветовал написать "дирижополь".
А если серьёзно,то…..
Не просто так ранее отказались от дирижаблей в пользу большегрузных вертолётов!
А "летающие тарелки" ещё Гитлер хотел производить…….
Хотел удивить и поразить весь мир их необычным видом.
Прожекты Морозова обречены на провал!
Ибо никто не заинтересован из верхушки ЕР что-то строить.
Они живут за счет ресурсов прошлых десятилетий!
Лёшка
Скоро выборы друзья! Нужно же как то показать что в Ульяновске что то делается. Пройдут выборы и об этих тарелках забудут! ВОТ ПРИМЕР Единая Россия кричит вместе с Морозовым кричит: "Мы в области реализуем грандиозный проект ВОЛЖСКИЙ ТРАНЗИТ, голосуйте за Пинькова",вот только мало кто знает,что ВОЛЖСКИЙ ТРАНЗИТ заморожен! Ливитин говорил об этом еще в 2009 вроде! Не верите прочитайте об этом в инете в газете Комсомольская Правда
Маркетолог
Лёшке
Во-первых у министра фамилия Левитин
Во-вторых, "Волжский транзит" – это пока концепция, идея, с определёнными экономическими обоснованиями, и "замораживать" по большому счёту пока ещё нечего 8-)
В-третьих, Пинков и Рябов весь прошлый год действительно много времени проводили в Москве по этому проекту, не удивлюсь, если к моменту принятия федерального бюджета-2011 "Волжский транзит" получит статус целевого проекта и определённое финансирование ПСР.
сталкер
"Безрассудный авантюризм" – больше подходит к этой статье. Ну разве можно всерьез ЭТО даже обсуждать, не говоря уж о воплощении в жизнь!
Стыдно за руководство города и области, за их безрассудство. Может им курс "иодомарина" пропить, говорят мозг включается…
Маркетолог
сталкеру
А в чём безрассудство "руководства города и области"? В том, что говорят Лятсу: "Кирилл, дорогой, приходи к нам, строй завод у нас, отдавай нашим строителям три миллиарда, создавай у нас в Заволжье 800 рабочих мест, плати в наш бюджет 120 миллионов ежегодно!"? Или ещё в чём-то? Я то вот никак мне непонятно …
сталкер
Маркетолог, мне че-то стремно Вам хоть что-то говорить, неинтересно. Заранее знать ответ глупо, а я детективы люблю.
Так вот безрасудство заключается в пустобрехстве, а рассудительный и грамотный человек прежде чем ляпнуть сто раз подумает о последствиях сего ляпа. Все, тема для меня закрыта.
По поводу кремниевой долины уже мнение свое высказывала, а сейчас только услышала реплику президента о том, что ЭТО будет в ближнем Подмосковье. Так что еще одна лапша с наших ушей свалилась.
Прочтите маркетолог вот это:
Олег Матвейчев «Повелительное наклонение истории» Россия перестает жить. Она погребена под толщей лжи и мифов, политических просчетов и национальной апатии…