Вадим Пономарев, редактор отдела промышленности журнала «Эксперт Волга».

Власти Ульяновской области всерьез намерены сделать из своего региона центр авиастроения России. Здесь готовятся к производству даже «летающих тарелок» – дирижаблей характерной формы, способных перемещать по воздуху груз весом до 600 тонн.

Правительство Ульяновской области утвердило концепцию пятилетней областной целевой программы по созданию летательных аппаратов типа «дирижабль», предназначенных для перевозки особо сложных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. По словам регионального министра экономики Олега Асмуса, реализация этого проекта позволит создать принципиально новое универсальное транспортное средство – аэростатический термобалластируемый летательный аппарат (АТЛА), названный «летающей тарелкой» из-за дискообразной формы. АТЛА (в теории) имеет высокую грузоподъемность, низкий расход топлива, практически неограниченную дальность и продолжительность полета и не требует наличия аэродромов. По мнению ульяновских властей, такой летательный аппарат найдет широкое применение в энергетике и энергомашиностроении, нефтяной и газовой промышленности, геологии, в области охраны окружающей среды и при аварийно-спасательных работах. Объем инвестиций областной целевой программы по созданию «летающих тарелок» из разных источников предполагается в размере около 3 млрд рублей. При этом, как подсчитали чиновники, будет создано около 800 рабочих мест, и казна будет дополнительно пополняться (за счет налога на прибыль) на 120 млн рублей в год.

Давняя мечта

На первый взгляд эта идея имеет пересечение с реальностью только в точке «зарывания в землю» бюджетных денег (точнее, распыления их в воздух). Пик дирижаблестроения в мире пришелся на 1920−1940 годы. Их применяли широко: от перевозки пассажиров и грузов до ведения разведки и бомбардировок. Сейчас этот вид летательных аппаратов если и используется, то либо в рекламных, либо в развлекательных целях. Однако в Ульяновске упорно продолжают вспоминать, что именно на местном авиазаводе (ныне «Авиастар-СП», является одним из опорных предприятий Объединенной авиастроительной корпорации) в конце 80−х – начале 90−х годов прошлого века по заказу советского Госплана реализовывался проект «Термоплан», который подразумевал серийный выпуск АТЛА для освоения труднодоступных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1991 году здесь даже была собрана первая «тарелка» диаметром 40 метров и высотой 16 метров. Однако с распадом СССР проект был свернут.

Возрождение «ульяновских дирижаблей» произошло летом прошлого года на авиасалоне МАКС-2009. Компания «Локомоскай» (ЛС, входит в группу компаний «Метапроцесс»), которая с 2006 года занимается проектированием и строительством дирижаблей, продемонстрировала на авиасалоне модель грузовой «тарелки» диаметром 7 метров и грузоподъемностью 20 кг, которая два часа уверенно «патрулировала» окружающее пространство. Там же губернатор региона Сергей Морозов и председатель совета директоров ЛС Кирилл Лятс подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства АТЛА «Локомоскайнер». По условиям соглашения, в течение 2010 года ЛС при поддержке правительства области изготовит экспериментальный образец аппарата (предположительно диаметром 50 метров) на имеющейся в Ульяновске промышленной базе. Положительные результаты испытаний прототипа позволят перейти к созданию линейки аппаратов большой грузоподъемности (вплоть до 600 тонн), выпуск которых будет возможен на специализированном сборочном предприятии, строительство которого «Локомоскай» предполагает осуществить в Ульяновске. «Мы надеемся на то, что появится федеральная целевая программа по созданию этих летательных аппаратов, поскольку дело действительно государственное. Может быть, в Европе задач для них не так много, но в России их масса. К примеру, на Севере не нужно будет строить временные дороги к небольшим нефтяным месторождениям, что нерентабельно. Подобный проект приведет к серьезной экономии средств», – заявил по этому поводу прессе генеральный директор «Локомоская» Виктор Прохоров.

Причем сама идея «Локомоскайнера» очень близка к тому, что пытались делать на Ульяновском авиазаводе 20 лет назад. АТЛА означает, что в конструкции летательного аппарата есть две полости, одна из которых заполнена традиционным гелием, а вторая – горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. А это приводит к тому, что такой летательный аппарат избавлен от болезни классических дирижаблей – причаливания на значительной высоте к специальной башне (причальной мачте). Вместо этого он может вертикально взлетать и садиться на какую угодно площадку. Дискообразная форма нового дирижабля позволит ему сохранять устойчивость при «зависаниях» при порывах ветра скоростью до 20 метров в секунду, но при этом «на ходу» развивать скорость до 110 км/ч. Наконец, главное преимущество «летающей тарелки» перед вертолетами и самолетами – грузоподъемность. По расчетам специалистов ЛС, аппарат диаметром 250 метров сможет поднять груз до 600 тонн и транспортировать его на дистанцию от 250 до 3 тыс. км. По сути, это гигантский воздушный кран, который может стать незаменимым помощником нефтяников, газовиков, энергетиков, транспортников, строителей в труднопроходимых местностях.

Полет на Луну

По мнению Сергея Морозова, в покупке «Локомоскайнеров» уже сейчас заинтересованы десятки газодобывающих компаний. Но у ЛС сейчас нет ни одного дирижабля «на продажу». Прототип «летающей тарелки» с человеком на борту еще предстоит построить в этом году, испытать его по программе испытания летающих аппаратов, сертифицировать. И только потом – минимум через три-четыре года – можно будет говорить о его запуске в серийное производство. Причем процесс испытаний и сертификации летательного аппарата стоит значительно дороже, чем сама машина.

С этой точки зрения промышленная эксплуатация в конце будущего года 250−метровой «летающей тарелки» ульяновского производства, о которой как-то говорили региональные власти, выглядит откровенной фантастикой. Хотя, по сути, ульяновские власти-то при этом ничего не теряют – полетит ли «тарелка» завтра, через год, через пять лет или не полетит вообще – это риск «Локомоская», который будет вкладывать (или не будет вкладывать) деньги в создание соответствующей производственной базы в Ульяновске для производства современных дирижаблей.

Однако есть одно «но», которое может превратить этот проект в реальность. Ульяновские власти все чаще пытаются позиционировать свой регион как центр гражданского авиастроения страны. В этом им активно подыгрывает руководство Объединенной авиастроительной корпорации, под крышу которой сейчас собрано больше 80% отечественных авиастроительных заводов. За последние полгода в отношении «Авиастара-СП» было принято как минимум четыре федеративных решения, подтверждающих эту политику. В июне ОАК объявила о намерениях возобновить в Ульяновске серийное производство крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-124−100 («Руслан»). Это единственная в мире машина, которая при взлетном весе около 400 тонн может перевозить груз весом до 150 тонн на расстояние более 3 тыс. км. В 2003 году и в России, и на Украине (на киевском заводе «Авиант») производство «Русланов» было по политическим причинам остановлено, и «отложенный спрос» на эти грузовики, по оценке аналитика ИК «Финам» Константина Романова, сейчас составляет более сотни машин в ближайшие девять лет.

Двумя месяцами позже «Авиастар-СП» приступил к изготовлению первого серийного самолета Ту-204СМ, который наравне с региональным пассажирским самолетом SSJ-100 объявлен правительством приоритетным отечественным авиастроительным проектом. С 2011 года самолеты этой серии начнут поступать заказчикам, постепенно вытесняя из отечественного авиапарка и «отлетавшие» Ту-204, и зарубежные среднемагистральные аналоги. Под новый год правительство разрешило открыть в регионе особую портовую зону на территории аэропорта Ульяновск-Восточный, куда сразу устремились резиденты, связанные с авиапроизводством, авиаобслуживанием и авиаперевозками.

И, наконец, две недели назад ОАК и региональное правительство подписали соглашение о строительстве нового завода в Ульяновской области по производству деталей самолетов из полимерных и композитных материалов (ПКМ, их еще называют «черные» конструкции из-за характерного цвета полимеров). Через три года в Ульяновске будут делать ПКМ-крылья для находящихся в разработке среднемагистрального самолета МС-21 и новой модификации самолета Sukhoi Superjet. Помимо крыльев, по мнению ОАК, в Ульяновске могут быть организованы производство и сборка из композиционных материалов центропланов и хвостового оперения этих моделей гражданских самолетов.

Таким образом, выбор Ульяновска для производства «летающих тарелок» вполне оправдан. Да и в качестве производственной базы для их сборки, очевидно, предполагается использовать цеха входящего в ОАК «Авиастара-СП». Другой вопрос, что хотели бы того ульяновские чиновники и конструкторы «новых дирижаблей» или нет, но проект этот сам по себе в условиях российской действительности выглядит маниловщиной. А без участия государственной авиастроительной корпорации (финансового и организационного) и вовсе превращается в фантастику. Однако об участии ОАК в проектировании, строительстве, испытаниях и сертификации «летающих тарелок» пока ничего не известно.