Еще несколько лет назад, в начале разрастания эпохи супер-, гипермаркетов нам казалось, что навсегда канули в лету «совковые» времена – времена бешеных очередей в магазинах, товарного дефицита, времена продавщиц, искусно владеющих всеми приемами обвеса и обсчета. Один за другим в Ульяновске строились все новые и новые современные магазины, радующие покупателей изобилием товара, приятной атмосферой, хорошим сервисом, зачастую и сравнительно низкими ценами. Но, пожалуй, идя в магазин, не каждый из нас задумывался, как не «попасться на удочку» наглым кассирам и консультантам и не стать жертвой обмана.
Зайдя в известный гипермаркет одним послепраздничным днем, я решила узнать, насколько грамотно администраторы магазина владеют искусством маркетинга, ну и мастерством обмана.
Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. А вот супермаркет – с корзины. Но за отсутствием сих, пришлось взять большую тележку. Как не странно, но корзинок в магазине я не обнаружила, а вот тележек простирался целый ряд. Возможно, они скрыты от взора простых покупателей, либо это очередной хитрый ход. Ведь психология человека такова, что, глядя в большую тележку, в которой лежит всего лишь пакет молока, покупатель ощущает потребность купить что-то еще.
Первым, что оказывается в нашем списке необходимых продуктов – это хлеб. Идти к заветной цели – к хлебу, пришлось долго. Сначала шли ряды с бытовой химией, затем с крупами, овощами. И лишь в самом конце магазина наконец-то засверкали румяные булки и батоны. Ничего удивительного. Так и задумано. Товары повседневного спроса, к примеру, хлеб, расположены в самой глубине торгового зала. Таким образом, чтобы добраться до булки хлеба, а затем пойти к кассе, придется пройти через целую дюжину стеллажей, витрин, прилавков и холодильников. При этом, обходя ряды в поиске хлеба, потенциальный покупатель обязательно захватит и еще что-нибудь в придачу.
Следующее, что невозможно не заметить – цветные ценники. Как правило, они оповещают нас о том, что тот или иной товар продается со скидкой. Чаще всего они ярких цветов, чтобы в глаза бросались покупателю. Еще одна важная деталь, которую можно разглядеть, заключается в том, что указанные цены, чаще всего оканчиваются на 99 копеек. Ведь человек, глядя на своеобразную десятичную дробь, обращает внимание лишь на первые цифры. А магазин, в свою очередь, получает почти целый рубль чистой прибыли.
Гуляя по бесконечным рядам, вдоль баночек и пачек, глядя в свою пустую корзину, я действительно захотела прикупить что-то еще. Выбор пал на консервы. На уровне человеческих глаз, как правило, размещаются более дорогие товары. Те, что дешевле, находятся ниже. А вот товары с истекающим сроком годности выставляются на витрину с краю, а свежий товар запрятан в глубь. В очередной раз убедившись на практике, как работает маркетинг, я смело беру с центрального ряда сравнительно недешевую банку со шпротами, употребить которую желательно до мая сего года.
Не обходятся наши покупки без сладкого. Печенье, конфеты часто запаковываются в пенопластовые корзинки. Кстати, сквозь которые очень трудно прощупать товар. О свежести не узнаем! Вес такой упаковки в среднем около десяти грамм, а платим мы за нее по общей цене продукта. И вот в моих руках красиво упакованная и аппетитно выглядящая корзиночка печенья. Первое, что привлекло внимание, приклеенный ценник один на другой. Не постеснявшись, я решила тихонько отклеить свежую наклейку. Вес на этикетке оказался тем же, название продукта то же, а вот цена на верхнем ценнике оказалась выше почти на 3 рубля за килограмм. Спишем это на подорожание. Хотя не верится, что так резко растут цены в течение трех-четырех дней.
Кстати, о ценниках. Часто случается, что на ценнике одна цена, а на кассе пробивается другая, естественно более завышенная. Но, по закону, ценник – главный документ, определяющий цену товара, и каждый покупатель в праве потребовать продать товар по той цене, что на витрине, а магазин обязан это требование удовлетворить.
Как я успела заметить, практически во всех супермаркетах неподалеку от касс располагается такой товар, как шоколадки, жвачки. Ведь когда мы стоим в долгой очереди у кассы, наш глаз радуют яркие упаковки, и рука так и тянется что-то приобрести. А вот сладкие детские игрушки-погремушки располагаются в самом низу витрины, чтобы ребенок смог до них дотянутся и, пустив слезу, выпросить родителей купить очередную сладость.
На выходе из магазина меня встретили две очаровательные и мило улыбающиеся девушки, которые предлагают всем посетителям магазина купить один товар и получить в подарок другой. Как правило, это продуманный ход. В азарте покупатель просто не замечает, что цена обещанного «подарка» уже включена в цену купленного товара. В общем, никакой халявы-то и нет.
Существует много хитрых приемов у супермаркетов и магазинов. Далеко не каждый магазин в полной мере отражает права и интересы потребителей. Но не стоит и забывать, что, в первую очередь, мы сами ответственны за решение, покупать ли нам тот или иной товар. Если вы сомневаетесь в его качестве, лучше воздержаться от покупки. А нам, простым покупателям, остается лишь пожелать оставаться бдительными и не позволять себя обманывать!
Ольга Касенко