Так называют преподаватели и студенты свое любимое подготовительное отделение Центра международного образования УлГУ, которому исполнилось два года. Срок небольшой, но есть хорошие результаты и перспективы, о которых расскажут наши гости.

Несомненный плюс

Проректор по внешним связям, молодежной политике и социальной работе УлГУ Татьяна Никитина:

— Среди многообразных направлений международной деятельности Ульяновского государственного университета важное место занимает обучение иностранных студентов. Актуальность обусловлена двумя аспектами. Во-первых, это открывает широкие возможности бизнеса в области образования и влечет экономические выгоды. Например, бюджет США получает дополнительный доход от иностранных студентов в семь миллиардов долларов. Во-вторых, обучение граждан из других стран – один из действенных инструментов реализации геополитических интересов государства, которые Россия использует не в полной мере. Так, в 2008 году наша страна занимала восьмое место после США, Англии и Китая и др. по численности обучаемых иностранных студентов. Перспективу работы подготовительного отделения Центра международного образования УлГУ мы видим в дальнейшем его развитии, наращивании численности обучающихся до 100–150 человек.

История и реальность

Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, заведующая подготовительным отделением Анастасия Тарасевич:

— Подготовительное отделение открыто Приказом Федерального агентства по образованию №1756 от 19 сентября 2007 года в структуре Центра международного образования под руководством Марины Денисовой. Задачей данной структуры является подготовка национальных кадров для ближнего и дальнего зарубежья, что одновременно способствует продвижению экспорта образовательных услуг российской высшей школы. Обучение иностранных граждан проводится как по линии межгосударственных договоров за счет федерального бюджета, так и на контрактной основе. На сегодняшний день подготовительное отделение – это:

— работа с иностранными слушателями по четырем направлениям (курсовое обучение, включенное обучение, экстернат, обучение по полной программе отделения);

— 104 иностранных слушателя из 13 стран;

— 13 преподавателей русского языка и 16 предметников, из которых более половины имеют высшую квалификацию и стаж работы свыше десяти лет;

— восемь учебных аудиторий учебного корпуса №4 УлГУ, компьютерный класс, библиотечный фонд учебной литературы.

Все вышесказанное не могло бы реализоваться на практике без помощи учебного управления, службы проректора по внешним связям, молодежной политике и социальной работе, сотрудников научной библиотеки и музея УлГУ.

Русский язык – чудо

Заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Литвинко:

— При подготовке слушателей по русскому языку реализуется культуроведческий аспект иноязычного образования. Эта педагогическая технология учитывает тот факт, что русский язык обладает мощным образовательным потенциалом, дает выход на становление и образование человека. Вспомним высказывание Ивана Гончарова: «Язык не есть только говорение и речь: язык есть образ всего внутреннего человека – его ум, того, что называется сердцем, выразитель воспитания всего умственного и нравственного». Таким образом, цель изучения русского языка в иностранной аудитории — не только умение общаться, а образование духовного человека. Культура вместе с языком становится объектом познания. Студент черпает это на занятиях, в реальной действительности (программы ТV, билеты в театр, объявления), в изобразительном искусстве, художественной литературе, средствах массовой информации, учебных текстах и общении с преподавателями. Факты иноязычной культуры по-разному воспринимаются иностранными студентами: нейтрально, могут настораживать, вызывать интерес и восхищение. Именно такую палитру красок можно увидеть в их письменных работах.

Сыши Линь, Китай:

«Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова „На севере диком стоит одиноко сосна“ оставило во мне глубокое впечатление. Я никак не могла его забыть. Оно как будто пейзаж, но и отлично показывает мне мысли и чувства поэта. Во сне сосны, все противоположно яви, нет ни снега, ни холода, а есть пустыня, зной и солнце. Хотя это тоже горькое место, но именно в этом скверном крае растет прекрасная пальма, которая всегда собой символизирует победу и надежду. Мне кажется, что это не просто сон сосны, а вера поэта в будущее. Поэт хотел нам сказать, что никто и никогда не должен падать духом».

Амран Мухтар, Йемен:

«Когда я был ребенком, мой отец много рассказывал о России, о русской культуре, о русских людях. И я захотел узнать, почему мой отец так много говорил о России. Я захотел узнать, что такое Россия. После школы у меня был шанс учиться во многих странах, но я сразу выбрал Россию. Государство согласилось. Сейчас я учусь в Ульяновске. Это тихий город. Мне нравится Россия и русский язык больше, чем другие страны и языки».

Мао Юйсинь, Китай:

«Я думаю, русский язык – это чудо. Он соединяет меня с русскими друзьями, русской жизнью».

Готовим специалистов

Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания, кандидат филологических наук Ольга Горюнова:

— Специфика учебного процесса по общенаучным дисциплинам на подготовительном отделении заключается в том, что он имеет профессиональную направленность. Кроме того, обучение осуществляется на неродном для учащихся языке и идет параллельно с базовым этапом русского. К тому же слушатели имеют различный опыт учебной деятельности, поэтому мы должны их адаптировать к образовательной среде с другими национально-культурными традициями.

Кандидат педагогических наук Галина Жаркова:

— Информатика – интернациональная наука, в современном мире необходима всем. В российской педагогике накоплен большой опыт обучения информационным технологиям, а поскольку мы открыты для всего мира, то рады возможности продемонстрировать наши достижения иностранным студентам.

Кандидат биологических наук Ольга Столбовская:

— Преподавать биологию иностранным слушателям медико-биологического профиля, которые изучают русский язык около четырех-пяти месяцев, достаточно сложно. А учиться для них — тем более! Но целеустремленность и трудолюбие ребят вызывают уважение и желание помочь в осуществлении их мечты стать врачами.

Кандидат химических наук Лариса Михеева:

— На подготовительное отделение приезжают молодые люди с различными знаниями по химии, но в большинстве случаев с высокой организованностью, культурой поведения и стремлением к получению новых знаний. Работа с ними всегда приносит удовлетворение.

Кандидат философских наук Любовь Потанина:

— Преподавание обществознания — процесс сложный и увлекательный в силу многоплановости решаемых задач. Здесь язык сочетается с конкретным предметом, включающим основы целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин. Студенты приобретают необходимую терминологическую и стилистическую базу для дальнейшего изучения в университете дисциплин социально-гуманитарного профиля, а также навыки рассуждения, аргументации.

Отдыхаем культурно

Старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Нина Переверзева:

— Для обогащения духовного мира юношей и девушек мы проводим различные мероприятия: фестиваль «Мир через культуру», уроки-экскурсии в Музей городского быта и Дом-музей В.И.Ленина. Они посещают также тематические вечера музея и библиокафе УлГУ, концерты Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» и Ульяновского государственного оркестра русских народных инструментов. Участвуют и побеждают в фестивалях и олимпиадах Федерального агентства по образованию и Российского общества преподавателей русского языка и литературы, в Пушкинском молодежном фестивале искусств «С веком наравне», который проходит в Москве на базе Российского государственного университета нефти и газа имени И.М.Губкина.

Будьте здоровы и счастливы!

А теперь предоставим слово слушателям и выпускникам подготовительного отделения из самых разных уголков мира:

Томаш Шевечек из Венгрии, выпускник 2009 года:

— Еще раз благодарю весь коллектив кафедры, а также преподавателей университета за проведенную со мной честную и трудоемкую работу, а также за постоянную внимательность, проявленную ко мне и моей успеваемости в течение всего периода учебы в УлГУ и нахождения в Ульяновске. Примите мои искренние и наилучшие пожелания. Будьте здоровы и счастливы!

Даниэль Канкола Кристиан из Гвинеи-Бисау, выпускник УлГУ 2008 года:

— Образование, полученное в России, помогает во всех сферах жизни. С друзьями, которые учились в Москве, встречаемся по субботам на стадионе. Разговариваем только по-русски. «Дружба» — так мы назвали нашу команду. Я очень скучаю по друзьям, по преподавателям, по университету, по городу, по России. Не представляете, даже по снегу скучаю. Временами хочется опять в Россию, в Ульяновск. Как только появится возможность, приеду к вам в гости. Всем преподавателям русского языка привет. Спасибо вам за все.