Дожить до Победы танкисту Николаю Вагину помогло удивительное стечение обстоятельств
Николай Александрович ушел на фронт в 1943 году 20-летним пареньком. Перед этим прошел обучение на стрелка-радиста в 126-м танковом полку в городе Поливно Ульяновской области.
В его задачу входило обеспечение экипажа танкистов связью с войсками.
– Наш полк под командованием дважды Героя Советского Союза генерал-майора Батова стоял под Кубанью, – вспоминает ветеран. – Так получилось, что в первом же наступлении наш танк нарвался на мину. Днище его отвалилось от взрыва, но никто из экипажа серьезных ранений не получил.
А второй бой не могу забыть до сих пор. Вражеский снаряд пробил бак, и танк загорелся. С трудом мне удалось вылезти наверх, нестерпимо болела рука от ожога. Оглянулся в сторону товарищей и обмер: кожа на них обуглилась и висела стружкой. По счастливой случайности не успели разорваться находившиеся в танке снаряды.
Не знаю, выжил ли кто из моего экипажа, так как сам я с ожогами угодил в полевой госпиталь. До сих пор об этом страшном бое мне напоминает ноющая боль в правой руке…
Еще одно ранение Николай Александрович получил уже в Германии, незадолго до Победы – 22 апреля 1945 года. Этот день стал последним для его командира.
– Нас подбили фаустпатроном, – вспоминает ветеран. – Танк задымился, я успел выпрыгнуть из люка, и в это время в ногу угодила шальная пуля. Ранение оказалось несерьезным. А вот командиру экипажа спастись не удалось: снаряд перерезал его пополам.
Чтобы сохранить память о погибшем командире, Николай Александрович забрал себе его пистолет. Он стал верным спутником танкисту на долгие годы. Но уже после войны, в 1948 году, от памятного оружия он предпочел избавиться: за хранение военных трофеев в то время карали сурово.
В памяти Николая Александровича остался еще один эпизод Великой Отечественной войны, о котором ему тоже тяжело вспоминать:
– Был у нас 45-летний командир взвода с Урала. До войны он работал следователем, а его жена – врачом. Погиб командир взвода по нелепой случайности…
Наш танк застрял в воронке на нейтральной полосе, вытащить его собственными силами было невозможно. Охраняли мы танк до ночи, а потом пошли в деревню. Вдруг командир взвода упал как подкошенный.
Мы не сразу поняли, что случилось. Оказалось, что шальной снаряд угодил ему прямо в сердце…
После войны Николай Александрович лежал в госпитале, залечивал раны, а потом поехал учиться в Бугульминское железнодорожное училище.
В 1947 году он женился и переехал с семьей в поселок Выры, где работал на одноименной станции стрелочником, а затем составителем поездов. Его жена 17 лет проработала старшим приемосдатчиком. В 1986 году супруги переехали в Ульяновск.
В настоящее время Николай Александрович живет один, две его дочери вышли замуж и имеют собственные семьи. Старшая дочь Татьяна живет в Тольятти. Младшая, Людмила, поселилась по соседству с отцом, чтобы всегда быть ему опорой и поддержкой.
Впрочем, 86-летний ветеран войны держится молодцом, в чем мне наглядно пришлось убедиться во время его «снегоборьбы» на приусадебном участке.
Награды за боевые заслуги у Николая Александровича – орден «Отечественной войны» II степени и медаль Жукова, не считая юбилейных медалей.
В его судьбе есть еще одно удивительное совпадение: день рождения у Николая Александровича – аккурат в День Победы.
Может быть, именно это знаковое событие позволило танкисту вернуться с войны целым и невредимым, всем смертям назло?
Автор: Александр Савенков