Людям приходилось обращаться в суды, отстаивая свои права

Ольга КОВАЛЕНКОВА

15 марта традиционно отмечается всемирный день защиты прав потребителей. В этот раз он проходит под девизом «Наши деньги, наши права». «Комсомолка» решила выяснить, насколько ульяновцы готовы защищать себя и требовать то, что им положено.

– Мировой финансовый кризис начался с финансовой сферы, – отметил руководитель Центра по защите прав потребителей Григорий Каленов. – А конкретно, из-за непродуманной политики в области выдачи ипотечных кредитов. В России не успели раздать слишком много, но, тем не менее, в сфере финансовой деятельности у нас была и остается неопределенность и неразбериха. Сейчас с банковским кредитованием в стране немного разобрались. Разработаны памятки для заемщиков. Но у нас сегодня осталось две сферы, где, на наш взгляд, положение потребителей несколько ухудшилось. В частности, это касается добровольного страхования (автомобилей, здоровья, жизни, имущества). С недавних пор судебная практика, связанная с добровольным страхованием, начала изменяться в негативную сторону – суды требуют по данным делам оплачивать госпошлину и рассматривают иски по месту регистрации страховой компании. До 2009 года с людей не требовали денег за рассмотрение подобной категории дел. Также стоит отметить, что с 1 января 2010 года размер госпошлин повышен в два раза. Для потребителей это не очень удобно, а подчас и слишком дорого. Ведь размер пошлины зависит от суммы иска. По мнению Григория Викторовича, деньги с людей при рассмотрении таких дел брать не должны.

– Также мы рассматривали жалобы, связанные с работой коллекторских агентств, которые, «выбивая» долги, начинали звонить людям по ночам и даже круглыми сутками, – продолжил Григорий Каленов. – У нас было решение суда по одному из банков, когда был взыскан моральный вред за то, что потребителя беспокоили во внеурочное время. Причем, как оказалось, безо всяких на то оснований.

Также в последнее время очень часто до суда доводили дела страховые компании, которые не выплачивали полностью сумму компенсации. Допустим, в результате ДТП автомобилю причиняется определенный ущерб. Страховщикам надлежит выплатить 20 тысяч рублей. Однако те перечисляют всего 12 тысяч рублей, а остальную часть суммы не отдают. Причина – их уверенность в том, что и этих денег хватит. Мол, ваш оценщик ошибся. Чтобы получить положенное, человеку необходимо обратиться в суд, а это дополнительные расходы, трата нервов и времени. Не каждый ульяновец готов к этому. Так что получалось, что часть страховщиков рассчитывало на то, что за определенной суммой человек в суд просто не пойдет. Подобных дел в 2009 году было примерно два с половиной десятка.

– У нас нет культуры отстаивания своих прав, – подытожил Григорий Каленов. – Мы считаем, что нам кто-то должен позвонить, и все решить за нас. Так не бывает. Если вы чувствуете, что правы, то не стесняйтесь идти в суд.

КСТАТИ

В сфере ЖКХ мы сегодня подошли к реальной конкуренции среди компаний за те деньги, что регулярно платит потребитель. И говорить о том, что необходимо создать одну компанию, которая будет заниматься всем, значит ухудшить положение населения. У людей должен быть выбор. Только конкуренция в совокупности с мерами по защите прав потребителей может на самом деле помочь ульяновцам. Ведь ни у кого сегодня не возникает желания ходить лишь в один магазин за хлебом. Тогда почему все услуги должно оказывать только одно ЖЭУ?

Услуги стоматолога обошлись в 2,5 миллиона рублей

Жительнице нашего города неправильно, с грубейшими нарушениями вживили имплантанты. Переделка обошлась для нее в 2,5 миллиона рублей. Причем, пришлось ехать за границу – у нас не нашлось специалистов. На сегодняшний момент специалисты Центра занимаются сбором документов, чтобы клиника выплатила пострадавшей от некачественной работы женщине сумму ущерба.

КОМПЕТЕНТНО

В 2009 году не было ни одного обращения по туристическим услугам. Григорий Каленов считает, что причин такого феномена может быть несколько: из-за финансового кризиса улучшилось качество оказываемых услуг; снизилось количество выездов за пределы региона и страны.

ВАЖНО!

1. Заключая договор, внимательно читайте ВСЕ его пункты, включая те, что написаны мелким шрифтом.

2. Если вы чего-то не понимаете в договоре, попросите взять его домой, для более детального изучения перед подписанием.

3. Обратитесь за помощью к квалифицированному юристу, чтобы он разъяснил вам не понятные термины или пункты.

Если вы поскользнулись перед магазином или торговым центром, и получили травму, сначала оглядитесь по сторонам, и возьмите номер мобильного телефона у человека, который видел ваше падение. Для отстаивания своих интересов в суде вам понадобится хотя бы один свидетель происшествия.