Студенты юридического факультета УлГУ выступили с предложением по изменению системы высшего образования.

Инициатива одобряема

Ректор госуниверситета Борис Костишко был очень заинтересован, когда получил на руки материальное доказательство неравнодушия студентов к состоянию дел в высших учебных заведениях. Объемный документ, содержащий предложения по оптимизации существующей системы образования, подготовлен студентами юридического факультета. Идейный вдохновитель молодых “реформаторов” пятикурсник Денис Бутовичев вручил этот труд главе университета на состоявшейся недавно встрече руководства вуза с участниками программы “Одаренные дети”. Борис Михайлович проявил живой интерес к начинанию юристов, предложив им помощь в организации публичного обсуждения студенческих идей.

Денис Бутовичев рассказал “Вестнику”, почему думающие молодые люди стремятся изменить существующее положение вещей.

– Наверное, по своей природе я не столько юрист, сколько менеджер. Так устроен, что если чем-нибудь займусь, то потом непременно вынесу сотни предложений, как это улучшить, – объясняет Денис. – Когда проходил практику у федерального инспектора, хватило одного дня и одного составленного документа, чтобы в моей голове родилась куча идей, как оптимизировать процесс. Что говорить об образовании, которому отдал большую часть своей жизни? Мне кажется, я просто не имею права пройти мимо.

О наболевшем

Как уже говорилось выше, Бутовичев – участник программы “Одаренные дети”. Он поступил на юрфак по собеседованию, сразу стал усердно учиться, заниматься научной деятельностью.

– Проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться, занимали не только меня, но и моих сверстников. Каждый из нас по отдельности вынашивал какие-то мысли, искал пути выхода из ситуации. Когда стало складываться наше студенческое научное сообщество, мы принялись обсуждать эти проблемы между собой. Естественно, с самого начала сотрудничаем с преподавателями. Но не хватает какой-то открытости, прозрачности. Везде существуют неформальные связи, мешающие качественному управлению и осуществлению замыслов.

Формальным поводом для создания этого документа стала просьба председателя областного отделения Ассоциации юристов России Виктора Лагушкина высказать свои идеи и пожелания устно. Но Денис предложил оформить их в письменном виде. Ребята провели достаточно большую работу по обобщению и систематизации наших идей. Решили, что документ будет общий, но каждый выскажет свое предложение. Документ отдали Виктору Павловичу, который пообещал, что студенческие предложения будут переданы в федеральный центр. А тут представился еще один повод заявить о себе – в УлГУ собрали одаренных детей и дали возможность высказаться.

– Очень приятно, что Борис Михайлович заинтересовался нашей работой, – говорит Денис. – Надеюсь, нам удастся довести свои проекты “до ума” и заняться их реализацией. Потому что кто еще так хорошо воплотит идею в жизнь, как не сам автор?

Что хочу, то и учу

Реформаторские предложения Дениса касаются не только юридической специальности (хотя ее, по понятным причинам, в большей степени), но и в целом всей системы образования. Если говорить коротко, суть их заключается в следующем. Высшее, университетское образование стало доступно многим. В результате чего общий уровень снизился. И большинство студентов не в состоянии освоить сложную программу, вобрать в себя гигабайты теоретических знаний. Поэтому они, конечно, сдают экзамены (самыми разными способами), получая при этом высокие оценки, которые однако не отражают реального уровня знаний. Таким образом, престижное образование на деле оказывается в некоторых случаях фикцией, а “дипломированный специалист” – мягко говоря, неконкурентоспособным на рынке труда. Чтобы изменить ситуацию, Денис Бутовичев предлагает сделать открытую систему, подобную той, что действует в немецких вузах: студент сам выбирает предметы, которые хочет изучить. В дипломе будет указана не специализация, а перечень освоенных дисциплин. И выпускник уже сам решает, куда с этим дипломом идти – в домохозяйки или генеральные директора.

Оценка, независимая от преподавателя

– Система оценки качества, по моему мнению, должна быть другой, – задевает еще одну образовательную “болячку” реформатор. – Сейчас студентов оценивают те же, кто их учит. Мне кажется, нужно разделить полномочия между дающими знания и проверяющими их. Возможно, будет правильно, если раз в год уровень студенческих знаний и умений станут оценивать комиссии из госорганов или из других вузов, например из вузов других городов. Лучше, если контроль будет осуществляться посредством тестирования с применением самых передовых технологий. Нужна независимая, объективная оценка, которую иногда обучающий преподаватель в силу некоторых известных причин дать не может.

Разделение полномочий – вообще универсальный управленческий принцип, который, я думаю, актуален не только для юридических специальностей. Он будет эффективен, если все удастся организовать разумно.

Непрактичная теория

– Недостоточна практическая составляющая образования, – сетует Денис. – Есть знания теоретические, а есть прикладные. Я считаю, что у нас научная теория далека от реальности. Мы на юрфаке изучаем нормы права – то, как правовая система должна работать в идеале. Тому, как она работает на самом деле, нас практически не учат. Есть, конечно, и хорошие ученые, но сейчас многие пишут диссертации только для того, чтобы продвинуться по службе. Из-за этого сама идея образования профанируется.

У наших университетов большая, всеохватывающая, теоретическая база. Это нужно тем людям, которые теоретически хорошо мыслят, имеют большой объем памяти, способны заниматься наукой, двигать ее вперед. Здорово. Но ученые не всегда могут принести пользу обществу, поскольку их знания предельно абстрагированы, и для того, чтобы что-то делать, нужна специализация, это многие годы наглядно доказывает нам американская экономика. Я предлагаю сделать так, чтобы в русле существующей системы первый этап – бакалавриат включал в себя прикладные знания, а второй – магистратура, аспирантура – теоретические.

Либо нужно с самого начала с помощью психологических тестов выявлять наиболее расположенных к теоретическому мышлению людей. Такие будут учиться в университетах, заниматься наукой и, возможно, затем преподавать, а те, кто предрасположен к практической деятельности, пусть поступают в институт, где их будут обучать прикладным навыкам.

Возможно, проще реализовать это путем глобального сокращения вузов. Тогда больше людей получат среднее специальное, практическое образование. Но сейчас нами правят стереотипы, согласно которым без высшего образования невозможно получить должности, сделать карьеру и так далее. Хотя, считаю, уметь теоретически мыслить и добиваться в жизни успеха – не совсем одно и то же.