Михаил Александрович Горшков – известный в области человек. Он на протяжении многих лет является председателем правления ПО УЗМВ «Волжанка», которое известно далеко за пределами нашего региона. Также Михаил Александрович – депутат Законодательного собрания Ульяновской области. А недавно стал членом общественного совета Ульяновского филиала ОАО «Россельхозбанк». Но разговор пойдет не о предприятии, где он работает, и не о его законотворческой деятельности, а о селе, его будущем, как оно должно развиваться.

– Михаил Александрович, Вы себя считаете сельским жителем?

– Я никогда и не был городским человеком. Родом из села. Моя родина – станция Салаван Новомалыклинского района. Родители тоже из деревни: отец родился в селе Ивановка Новомалыклинского района, а мама – из деревни Потламка Мелекесского района. Они всю жизнь трудились в сельском хозяйстве в разных сферах. И я вырос на селе, после школы сразу поступил в Рязановский сельскохозяйственный техникум на специальность «Электрификация сельского хозяйства». После техникума работал в совхозе Бирючевский по направлению. Потом пошел служить в армию в Забайкальский военный округ. А вернулся уже в село Ундоры, где работал в электросетях по своей профессии. Далее моя трудовая деятельность связана потребкооперацией. И сказать, что она существует отдельно от села, нельзя. Потребительская кооперация всегда была, прежде всего, сельскохозяйственной.

– Я не случайно задала Вам этот вопрос. Объехав практически всю область, по моему мнению, в Ундорах в настоящее время единственный в области сельскохозяйственный потребительский кооператив, который включает в себя производство, переработку и реализацию по разным сельскохозяйственным направлениям и при этом рентабельна. Мне кажется, это смог организовать только тот человек, знающий село изнутри, и хороший специалист в своем деле…

– Да, я знаю село не по-наслышке, знаю нужды сельчан. То общество, которое сейчас создано и работает, сначала долго «вынашивал» в себе. Насколько мог, изучил историю потребительской кооперации со времен становления мануфактур в Англии. А вы знаете, что в России потребительская кооперация началась с декабристов? Будучи в ссылке, они поняли, что закупать продукты гораздо дешевле оптом. В результате объединились в общество. А как занимались переработкой дикорастущих грибов? Бондари делали деревянные бочки, другие собирали грибы, третьи их сушили и солили, а четвертые продавали. Я это время застал, даже работал в кооперативе, который занимался сбором лекарственных растений. Дети во время школьных каникул собирали пижму и ромашку, за это им платили, потом сушили эти травы и отвозили их на фармацевтические заводы. А на данный момент существует и

действует закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который определяет правовую форму работы. И потребительское общество – это одна из правовых форм, в которой мы работаем, и у нас получается производить качественный товар и продавать его по доступным и в тоже время выгодным ценам.

– Так почему же у нас в области потребкооперация скажем так не на самом высоком уровне?

– Я думаю потому, что кооперация стала какой-то коммерческой и «ничейной». Хотя многие люди сегодня находятся в поиске, как объединить свои усилия и реализовать свой товар достаточно цивилизованным способом. Идея кооперации очень выгодна сегодня. Сегодня созданы все условия, чтобы торгово-закупочные кооперативы работали. На данный момент в нашем регионе существует программа «Развитие потребительской кооперации Ульяновской области на период до 2012 гг.». Там, в частности, оговорены налоговые льготы для кооператоров по транспортному налогу на ту технику, которая доставляет товары в отдаленные села и деревни, льготы по налогу на имущество в отношении тех объектов социально-культурной сферы, которые используются организациями потребкооперации для нужд образования. Предусмотрены меры поддержки молодых специалистов потребкооперации, кадрового обеспечения программы. А совместно с Россельхозбанком вообще можно добиться больших результатов в бизнесе.

– Может, кооперация не получает развития еще потому, что люди, особенно молодежь, не понимают, в чем суть кооперативной торговли?

– Я считаю, что в кооперативном магазине должен быть товар, произведенный в своем регионе. К примеру, на селе сделали колбасу, сыр, йогурт, хлеб, и реализуются они в городе. Чтобы городской житель покупал не столичную, привозную колбасу, напичканную консервантами, а местную из натуральных продуктов. Конечно, чтобы вернуться к кооперативной торговле, надо выстроить целую систему. Раньше ведь это была не просто торговая сеть между городом и деревней, у потребкооперации были свои лаборатории, где контролировали соблюдении технологии продуктов, свои учебные заведения, которые готовили специалистов-кооператоров. Все это требует определенных финансовых вложений. Но в то же время нельзя говорить о том, что было вчера, может быть востребовано сегодня, без учета новых технологий и новых подходов в организации и производстве. Никогда это не поддерживал. Но если проанализировать весь накопленный опыт, учесть современные подходы и требования – вполне возможно приживется и станет конкурентоспособным. Жизнь вносит свои корректировки.

– Каким Вы видите будущее села?

– Я и моя семья живем в сельской местности. И, естественно, мечтаем о лучшей своей доле. Ежегодно предприятие заключает договор сотрудничества со школой. В его рамках мы предоставляем посевные площади, семена, технику. Во время летних каникул школьники в качестве практики работают на наших полях, выращивают продукцию для своей школьной столовой. Таким образом, они приучаются к труду и обеспечивают свою столовую продуктами, удешевляя и улучшая собственное питание. В нашем Ундоровском лицее стопроцентный охват детей горячим питанием. Доволен тем, что в свое время приняли правильное решение, не пожалев средств, поддержали и школу, и садик, и больницу – построили газовые котельные, отремонтировали помещения. Те, кто этого не сделал в своем селе, наказали сами себя и потеряли село. Немаловажно для счастливой жизни на селе иметь хорошую сферу бытовых услуг, торговую сеть, где можно купить качественные продукты.

-Каким видится село завтра?

Конечно, благоустроенным, таким, где люди живут счастливо. Для меня важно, чтобы село развивалось, строилось. Это прежде всего хорошие дороги, бесперебойное электро- и газоснабжение. Чтобы в селе были современные спортивные объекты: хорошо оснащённые спортивные залы, бассейн. Чтобы были хорошие красивые школы, оборудованные компьютерами последнего поколения с высокоскоростным Интернетом. Я считаю, что у нас и в этом направлении неплохие результаты, но сказать, что все сделано, нельзя. Планов много и мы постараемся приложить все усилия, чтобы реализовать их в жизнь.

– Как Вы правильно строите работу! Я уверена, что ундо-ровская молодежь не захочет искать лучшую жизнь в городе, да и не найдет ее там.

– У меня корыстные цели. Если я не буду делать этого, то работать на наших предприятиях будет некому. А вообще хотелось бы, чтобы государство больше внимания уделяло развитию села, ведь Россия всегда была и остается соборной страной, здесь каждый, пусть и самой большой город, вырос из маленькой деревеньки и история любого города уходит своими корнями в село. Душа России в сельской глубинке. И несмотря на все технические прогрессы и динамичное развитие, село по-прежнему кормит город.

Ирина Антонова.