На данный момент основными версиями крушения самолета «Ту-204» считаются непогода и отказ техники. Для расследования причин аварии создана комиссия, в состав которой вошли представители прокуратуры, авиационные эксперты и представители ульяновской авиакомпании «Авиастар-ТУ», которой принадлежит потерпевший аварию самолет. Но есть и более оригинальная версия. Некоторые считают, что это… судьба самолета. Но обо всем по порядку.
Представители Домодедово сомневаются в том, что погодные условия могли стать причиной аварии. Как сообщила GZT.RU пресс-секретарь Домодедово Елена Галанова, аэропорт может принимать самолеты в любую погоду. «Сегодня ночью мы приняли десять самолетов, которые не могли сесть во Внуково,— рассказала она.— Я не думаю, что в случае с Ту-204 причинами падения могли стать туман и плохая видимость огней взлетно-посадочной полосы».
В СКП подтвердили информацию о том, что падение в лесополосе в районе Домодедова стало уже вторым за сутки инцидентом, произошедшим с этим самолетом. Утром в воскресенье он с пассажирами на борту вылетел из Домодедово в Хургаду, однако в районе Орла экипаж заметил задымление в кабине и принял решение вернуться в Домодедово.
Спустя некоторое время самолет снова вылетел к месту назначения и благополучно приземлился в аэропорту Хургады. Как оказалось, причиной задымления в кабине стала техническая неисправность: вышел из строя элемент электрического обогревателя ног экипажа.
Между тем завод-изготовитель ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске заявил, что три дня назад, когда Ту-204 проходил на заводе плановый ремонт по замене шасси, никаких неисправностей у него обнаружено не было.
Стоит отметить, что если бы на борту самолета были пассажиры, то жертв и пострадавших в аварии было бы значительно больше. Информация о том, что такое решение было принято из-за инцидента с задымлением в кабине пилотов, никто пока не признал, но, скорее всего, именно это и стало причиной.
Самолет Ту-204 авиакомпании «Авиастар-ТУ», аварийно приземлившийся в районе Домодедова, в ночь на понедельник вылетел из Хургады по направлению к Москве. На обратном пути в самолете находился только экипаж без пассажиров, с которым постоянно поддерживалась связь.
Как рассказала Елена Галанова, в 02.36 самолет исчез с экранов радаров. В это время Ту-204 уже подлетал к аэропорту, при этом экипаж не запрашивал аварийной посадки. Сразу после исчезновения самолета были инициированы аварийно-спасательные мероприятия. Был очерчен примерный квадрат поисков, из которого поступил последний сигнал с борта.
Стало понятно, что самолет пропал в лесополосе неподалеку от взлетно-посадочной полосы. Туда направили сотрудников МЧС и аэропорта, которые просто стали прочесывать местность, рассказала пресс-секретарь Домодедово. Примерно через час после исчезновения самолета с радаров они наткнулись на него в лесу.
Самолет приземлился примерно в 600 м от забора аэропорта и 1 км от взлетно-посадочной полосы. При посадке самолет развалился на части: у него сломалось одно крыло, на фюзеляже образовались две трещины.
Рядом с самолетом находились все восемь членов экипажа. Галанова опровергла ранее появившуюся информацию о том, что одна из бортпроводниц смогла выйти из лесополосы на шоссе, поймать такси и добраться до аэропорта. По словам Галановой, все члены экипажа Ту-204 находились в самолете, никуда не расходились.
Спасатели помогли пострадавшим выбраться из разбитого самолета. Четверо были госпитализированы в Центральную клиническую больницу города Домодедово. Состояние двоих пострадавших оценивается как тяжелое.
Среди них — командир экипажа Александр Косяков, чьи показания являются наиболее ценными для выяснения причин падения самолета. Однако, как сообщил GZT.RU руководитель следственного отдела на воздушном и водном транспорте московского межрегионального следственного управления на транспорте Павел Селиверстов, учитывая состояние командира, его пока не допрашивают.
Из послужной истории разбившегося самолета
Авария Ту-204, разбившегося возле «Домодедово» — финальное звено в целой цепи ЧП, которые преследовали самолет на протяжении многих лет. В понедельник, 22 марта 2010 эти происшествия описал в своем блоге Алексей Кочемасов. В прошлом — он военный летчик, а сейчас — линейный пилот 1-го класса гражданской авиации (псевдоним в интернете — «Летчик Леха»).
Кочемасов вспоминает, как управлял этим лайнером 15 Июня 2001 года. При выполнении рейса в Стамбул, сразу после взлета, на высоте около 100 метров возник сильный помпаж правого двигателя. “Помпаж” на профессиональном языке означает «срывной» режим, нарушение устойчивости работы, сопровождающийся хлопками, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель.
В результате неполадок, рассказывает летчик, самолет «Внуковских авиалиний» с 210 пассажирами на борту совершил вынужденную посадку на одном двигателе. После этого машина в составе флота «Внуковских авиалиний» больше не поднялась в небо, «да и сами Внуковские через полгода перестали существовать». Затем, пишет Кочемасов, этот борт (64011) долго переходил из рук в руки.
14 января 2002 года Ту-204 с бортовым номером RA-64011 выполнял рейс Франкфурт-на-Майне-Новосибирск. Тогда авиалайнер принадлежал компании «Сибирь». Подлетая к аэропорту «Толмачево» выяснилось, что посадка невозможна из-за плохих метеоусловий и в частности сильного бокового ветра. Аналогичная ситуация была и в ближайших аэропортах Барнаула и Кемерово. В итоге самолет полетел в Омск. Однако за 20 км до города у Ту-204 закончилось топливо и один за другим выключились двигатели.
Самолет спланировал с высоты 2000 метров и приземлился. На земле авиалайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за отсутствия реверсной тяги. К счастью, 119 пассажиров самолета и экипаж не пострадали.
С 2006 года борт находился в распоряжении авиакомпании Red Wings, а затем перешел к «Авиастар-ТУ». «И вот его больше нет. Безумно жаль»,— заканчивает сетует летчик. По его признанию, «еще никогда так не было жалко самолета».
По сообщениям информационных агентств и газеты GZT.ru