Новый тренажер создает у локомотивных бригад абсолютный эффект присутствия в кабине тепловоза.

Эксплуатационное локомотивное депо Ульяновск-Центральный оказалось первым на Куйбышевской магистрали обладателем уникального тренажера машиниста тепловоза 2ТЭ10у.

– Особенность данного тренажера состоит в том, что он работает в режиме реальной поездной ситуации, – рассказал инструктор по подготовке кадров эксплуатационного локомотивного депо Ульяновск-Центральный Александр Казупов. – При этом сохраняется не только реальная обстановка на конкретном участке пути, но и все звуковые имитации: стук колес, шум двигателя тепловоза и даже шипение воздуха в кранах машиниста и вспомогательного тормоза. Кроме этого, с помощью тренажера можно оценить действия локомотивной бригады в нештатных и аварийных ситуациях, что немаловажно для обеспечения безопасности движения.

Тренажер машиниста состоит из моделирующего устройства, рабочего места инструктора и рабочего места локомотивной бригады.

Поездка тепловоза 2ТЭ10у с грузовым поездом воспроизводится в реальном масштабе времени по выбранному перед поездкой маршруту. В настоящее время на тренажере запрограммирован участок пути Ульяновск-Центральный – Димитровград. При этом на экране перед обучаемой локомотивной бригадой формируется изображение, отображающее поездную ситуацию, а звуковые колонки создают акустический эффект.

Для отображения реальной поездной ситуации в тренажере используется специально подготовленный набор видеоклипов, включающий в себя результаты видеосъемки заданного участка. Рабочее место машиниста – как в реальном тепловозе, здесь есть пульт машиниста, контроллер, светофор локомотивной сигнализации, скоростемер, показывающий реальную скорость движения.

На рабочем месте машиниста-инструктора расположены дисплей, клавиатура и манипулятор «мышь». Иными словами – это компьютерный стол.

– В любой момент инструктор может вмешаться в ситуацию, – поясняет Александр Казупов, – ввести исходные данные по поездке, различные нештатные ситуации, выдать машинисту предупреждение на проезд. К примеру, по автоблокировке системой предусмотрены 32 неисправности, по тормозам – 22, по электрической схеме в режиме тяги – 25. Тренажер позволяет сократить сроки и повысить качество подготовки машинистов.

То, что тренажер очень строгий и беспристрастный экзаменатор, сомневаться не приходится: малейшая оплошность машиниста и его помощника тут же высвечивается в виде штрафных баллов на мониторе.

К 15 марта на тренажере прошли обкатку 15 человек и избежать ошибок никому не удалось. Один из испытуемых, машинист Дмитрий Моисеев, признался, что чувствовал себя за пультом машиниста тренажера не менее ответственно, чем в настоящем тепловозе.

– Отличий я практически не заметил, – признался Дмитрий. – Так- же испытываешь определенное волнение, как перед настоящей поездкой. – Компьютер не прощает ошибок – так что все как в жизни. Признаюсь, что за все время виртуальной поездки до Димитровграда (а это примерно три часа) я в какие-то моменты забывал, что нахожусь за тренажером.

– Видеосистема тренажера позволяет реально представить путевую обстановку, – соглашается с Дмитрием помощник машиниста Рустам Хайбулин. – Кроме всего прочего, в состав тренажеров входят мультимедийные проекторы, обеспечивающие удобство изучения работы локомотивных устройств и схем.

По окончании обучения результаты поездки локомотивной бригады выводятся на экран компьютера: в них отражаются выявленные нарушения и выполнения расписания движения поезда. Ошибки тщательно анализируются и прорабатываются. Главное, по мнению машинистов и инструкторов, – не повторить их в жизни.

Автор: Александр Савенков